Современные банковские автоматизированные системы

Банковское дело » Современные банковские автоматизированные системы

Современное денежно-кредитное и финансовое хозяйство страны пе­ре­жи­вает серьезные изменения в структурном отношении. Пере­страи­вается кре­дитная система, возникают новые виды кредитно-фи­нансовых институтов и операций, модифицируется система отношений центральных Банков и фи­нан­сово-кредитных институтов, складываются иные пропор­ции в динамике госу­дарственного и част­ного сектора.

Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, ре­гулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему.

Существенные изменения происходят и в функционировании бан­ков: по­вышается их самостоятельность, роль в сельском хозяйстве, рас­ши­ряются функции действующих и создаются новые финансово-кредит­ные институты; идет поиск пу­тей повышения эффективности банков­ского об­служивания, оп­ти­мального разгра­ничение сфер деятельности и функций специализированных банковских учрежде­ний.

Все это непосредственно связано с изменением общей экономиче­ской об­становкой в Российской Федерации. Спад промышленного про­извод­ства во всех отраслях народного хозяйства хрониче­ские неплатежи - все это за­ставляет искать новые формы расчетов, кредитных отношений.

Необходимость выработки новой стратегии и тактики управления пред­при­ятием требует повышения квалификации персонала, осознание сущ­ности функцио­нирования системы кредитно-финансовых отношений.

Современная банковская система - это сфера многообразных ус­луг предос­тавляемых своим клиентам - от традиционных денежно-ссудных и расчетно-кас­со­вых опе­раций, оп­ределяющих основу банковского дела, до новейших форм де­нежно кредитных и фи­нансовых инструментов, используемых банковскими структу­рами (лизинг, факто­ринг и т.д.).

В условиях усиливающейся межбанковской конкуренции успех пред­при­ни­мательской деятельности будет сопутствовать тем банкирам, ко­торые лучше овла­деют современными методами управления банков­скими процес­сами.

Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекуля­тив­ных операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые информационные, компью­терные технологии.

Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все за­дачи, которые возникают в ходе работы банка, достаточно легко поддаются автома­тизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков ин­формации является одной из основных за­дач любой крупной финансовой органи­зации.

В соответствии с этим очевидна необходимость обладания современной ав­томатизированной банковской системой (в дальнейшем АБС), позволяющей эффек­тивно об­раба­тывать все возрастающие информационные потоки, а также непосред­ст­венно осу­ществлять операции на каждом этапе создания банковского продукта. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможно­стями для приобретения и использо­вания самой современной техники. Однако не следует счи­тать, что средний банк готов тратить огромные суммы на компьютеризацию. Банк, является прежде всего финансовой организацией, основной задачей которой является не максимизация прибыли, а устойчивое положение на рынке. В соответ­ствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию со­ставляют не менее 17% от общей сметы го­довых расходов. Но в результате резкого изменений курса рубля по отношению к доллару эта цифра значительно возросла.

Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем опреде­ля­ется не желанием извлечь сиюминутную выгоду, а, главным образом, страте­гиче­скими интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необ­ходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая сред­ства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуни­кационное оборудо­вание и создание базы для перехода к новым вычислитель­ным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускоре­нию своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.

Новые информационные технологии помогают банкам, инвестиционным фирмам и страхо­вым компаниям изменить взаи­моотношения с клиентами и найти но­вые средства для из­влечения прибыли. Аналитики сходятся во мнении, что новые технологии наиболее активно внедряют инвестиционные фирмы, за­тем следуют банки, а са­мыми послед­ними их принимают на вооружение страховые компании.

Задачи, стоящие перед всеми финан­совыми организациями, одинаковые: ин­те­грация унаследованных систем в рас­пределенную архитектуру локальных се­тей. Дэвид Стюарт, главный консультант по новым техно­логиям в Global Con­cepts, счи­тает, что сегодня спрос на людей, пони­мающих в сетях, выше, чем ко­гда-либо пре­жде. По его мнению, в наше время при устройстве на работу в банк предпочтение отдается программисту, а не кассиру.

Банковские компьютерные системы на сегодняшний день являются одной из самых быстро развивающихся областей прикладного сетевого программного обеспечения. Нужно отметить, что АБС «представляют собой» "лакомый кусочек" для любого производителя компьютеров и программного обеспечения. Поэтому почти все крупные компании разработчики компьютерной техники предлагают на этом рынке системы, на базе своих платформ. Взять, к примеру компанию R

-

Style

одного из самых перспективных, по моему мнению, разработчиков АБС, которое по мере выпуска програмного обеспечения предла­гает клиенту компьютеры, сервера комплектующие и т. д.

В качестве примеров передовых технологий, используемых в банковской деятельности, можно назвать базы данных на основе модели "клиент-сервер" (ха­рактерно использование ОС Unix и БД Oracle); средства межсетевого взаимо­дейст­вия для межбанковских расчетов; службы расчетов, целиком ориентиро­ванных на Internet, или, так называемые, виртуальные банки; банковские экс­пертно-аналити­ческие системы, использующие принципы искусственного ин­теллекта и многое другое.

Больше по теме:

Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке
Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинаций на надёжность банка характеризуется рисками. Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расхо ...

Банковская гарантия и поручительство
Банковская гарантия, поручительство являются наиболее действенными способами обеспечения исполнения кредитных обязательств. Их практическая привлекательность связана с тем, что исполнения обязательства должником обеспечивается обязательс ...

Электронные платежи в банке
В главе 4 были рассмотрены особенности подхода к защите электронных банковских систем. Специфической чертой этих систем является специальная форма обмена электронными данными - электронных платежей, без которых ни один современный банк не ...