Автоматизированные банковские системы, их эволюция и технологическое построение

Банковское дело » Современные банковские автоматизированные системы » Автоматизированные банковские системы, их эволюция и технологическое построение

Страница 1

В 1999 году исполнилось одиннадцать лет с момента появления в нашей стране первых коммерческих банков. Практически столько же существует и отечественные автоматизированные банковские системы. Одиннадцать лет — немалый срок даже по меркам западного рынка, где автоматизацией банковской деятельности занимаются уже более четверти века.

В советское время банковские учреждения выполняли одну задачу — об­служивание расчетов государственных предприятий и организаций. Автоматизация предприятий Госбанка СССР находилась в зачаточном состоянии. Во второй поло­вине восьмидесятых расчеты для государственных кредитных учреждений произ­водили вычислительные центры Госбанка, многие из которых по сути были маши­носчетными станциями, работавшими на электромеханических калькуляторах.

Коммерческим банкам сразу же пришлось предоставлять в Госбанк ежедневные ба­лансы. Без собственных средств автоматизации сделать это было, мягко говоря, за­труднительно — даже для того уровня банковских операций, который был тогда. К счастью, именно в это время появились кооперативы и центры НТТМ, завозившие в страну персональные компьютеры. Люди, способные к программированию, созда­вали «временные творческие коллективы», искали и находили заказы на автомати­зацию банковской деятельности и получали свои деньги за «внедрение научно-тех­нических достижений». Программы писались на Clipper или FoxBase, иногда на ТурбоПаскале, которые списывались умельцами друг у друга и осваивались безо всякой документации.

Первые серийные АБС — так называемые «киевский» и «тульский опердни», рекомендованные для учреждений тогдашних «спецбанков», разошлись по всей стране. Кое-где на них работают до сих пор. Это были системы первого технологического поколения. Они работали на автономных персональных компью­терах, не объединенных в локальную сеть (такие сети тогда мало кто имел). Опера­ционисты выполняли проводки непосредственно по лицевым счетам. В конце опе­рационного дня данные со всех компьютеров переносили на дискетах на один — главный, на котором производилась их консолидация и рассчитывался баланс. Не­редко банки экономили на дискетах, покупая дешевые болгарские «пятидюймовки», из-за чего приходилось иногда по ночам «перебивать» документы заново.

Уже в 1992 г. во многих банках начали появляться локальные сети, и тогда заявили о себе системы второго поколения. В сущности отличие у них было одно — все рабочие файлы находились на сервере локальной сети. Это упрощало консоли­дацию баланса, однако создавало новые проблемы. Дело в том, что «персо­нальные» системы управления базами данных, на которых строились такие АБС (те же самые Clipper, Fox или Clarion), предназначались для использования на одиноч­ных компьютерах. Когда несколько пользователей с нескольких рабочих станций одновременно обращались к данным, в локальной сети возникали «конфликты». Кроме того, вся обработка данных в подобных системах производилась рабочими станциями — сервер использовался лишь как «внешний диск», хранилище файлов, поэтому все данные, накопленные в базе, приходилось «прогонять» по локальной сети при каждой операции поиска. Сеть довольно скоро перегружалась, и требова­лось увеличивать мощность сервера и пропускную способность активного сетевого оборудования. А если кто-то из операционистов во время выполнения операции с большим объемом обработки данных (например, перестроение индекса), не дож­давшись ее завершения, выключал свой компьютер, вся база данных «развалива­лась». То же самое могло произойти и просто из-за того, что не вовремя «мигнуло» электричество .

АБС второго поколения очень быстро завоевали рынок. На них выросли та­кие известные сейчас фирмы, как ЛИМ, «Инверсия», «ПрограмБанк», «Диасофт», «АСофт» . Некоторые из них до сих пор основной свой доход имеют от сопровож­дения старых систем второго поколения.

Однако уже в 1993 г. системы, сделанные на технологической базе «персональных» СУБД, перестали удовлетворять многие банки и прежде всего крупные: для них важна была эффективная работа в локальной сети. Ряд из них стали закупать запад­ные разработки, другие пытались создать АБС своими силами . Новые решения на­чали предлагать и отечественные фирмы-разработчики. Некоторые, ориентируясь на Запад, делали ставку на «тяжелые технологии» — мощные центральные компью­теры, работающие в режиме «хост-терминал» или «клиент-сервер», и профессио­нальные системы управления базами данных (СУБД). Именно так построены прак­тически все западные АБС, работающие в серьезных банках. Однако в России по­добные АБС до сих пор не слишком популярны: их техническая база (центральные компьютеры, лицензии на системное программное обеспечение и т.п.), по сравне­нию с персональной техникой, очень дорогостояща и требует специальной подго­товки персонала. В то же время в каждом банке, имеющем локальную сеть, есть уже вполне устойчивая сетевая СУБД: простенький, но эффективный менеджер записей Btrieve, входивший в состав сетевой операционной системы Novell NetWare. Сооб­разительные разработчики воспользовались этим и создали на базе Btrieve целый ряд АБС третьего поколения.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Формы кредитного регулирования
Выше были изложены цели государственного регулирова- ния,были рассмотрены две формы воздействия на кредит - прямая и косвенная. Рассмотрим более подробно формы кредитного регу- лирования. Рефинансирование коммерческих банков. Терм ...

“Воровские деньги” в период денежной реформы 1654-1663 гг.
В то время “воровскими деньгами” считались не только украденные, но и фальшивые и полученные в результате незаконных торговых операций. Государство, в период проведения денежной реформы, предполагало заменить полноценную серебряную монет ...

Анализ информационного обеспечения процессов управления
Международными и отечественными финансовыми учреждениями признано безоговорочное лидерство банка «Аваль» в развития информационных технологий. Внедрение прогрессивных информационных технологий дает возможность повысить качество управления ...