Необходимо отметить, что переход на новый План счетов бухгалтерского учета потребует обязательной замены или модернизации АБС практически во всех отечественных банках. Дело в том, что изменяется не только План счетов, но и сама методология бухгалтерского учета, причем в нормативных документах ЦБ РФ некоторые функции в обязательном порядке возлагаются на АБС. Почти во всех системах автоматизации, которые сегодня работают в наших банках, этих функций просто-напросто нет. Поэтому современная ситуация на рынке напоминает ту, которая сложилась в 1992 г., когда число банков стремительно росло, и фирмы-разработчики не успевали удовлетворять спрос на специализированные банковские программные продукты.
Неизбежен передел рынка АБС: с него уже ушли некоторые фирмы, например «АСОФТ» (не путать с «АСофт», которая благополучно продолжает существовать) или «VIMCOM». По-видимому, понесут некоторые потери такие заслуженные разработчики, как «Инверсия», «ПрограмБанк», «ЛИМ», чьи DOS-комплексы в некоторых банках будут заменены на системы третьего поколения — и вовсе не обязательно тех же самых фирм. Ожидается, что самые большие «убытки» понесут собственные программные разработки банков.
Целый ряд опросов, проведенных журналом «Банковские технологии», показал парадоксальную картину: среди банков-респондентов, имеющих АБС собственной разработки, довольных этой АБС оказалось значительно меньше, чем среди тех, кто работает на «фирменной» АБС. Объясняется это просто: во-первых, собственные системы в большинстве случаев выполнялись на тех же FoxPro или Clipper; во-вторых, коллективы разработчиков, которых могут позволить держать у себя в штате банки, весьма немногочисленны; в-третьих, разработка ведется по принципу «латания дыр», что исключает системный подход и нормальное взаимодействие отдельных модулей. «Доморощенные» АБС очень трудно, да и практически невозможно, подвергнуть серьезной модернизации, так как нормальная документация проекта обычно не ведется. Именно такие АБС скорее всего потребуют замены. Если какие-то банки еще питают иллюзии, что им удастся «довести до ума» подобную разработку собственными силами и в срок, и поэтому тянут с решением о переходе на АБС, созданную внешними фирмами, то их ожидают большие разочарования.
Совершенно очевидно, что многие банки будут вынуждены «менять коней на переправе», так как имеющиеся у них АБС неадекватны, и любые попытки как-то удержаться на старой платформе приведут к большим потерям. В этом случае следует помнить одно: переход на новый План счетов будет успешным только там, где вовремя проведена тщательная его организационная подготовка (жаль только, что методичность и скрупулезность не свойственны нашему национальному характеру). Руководство банка должно было уже в октябре составить и утвердить детальный план перехода, в котором следует четко распределить обязанности и ответственность подразделений и должностных лиц. Этот план должен быть расписан по неделям, а с декабря — по дням, с соответствующей оперативной отчетностью.
Чтобы более нагляднее представить, что такое современная АБС, постараемся более подробно разобрать ее строение.
Технологическое построение АБС описывает группировку программных модулей и процессы, происходящие в ходе функционирования системы. Суть части этих процессов определяют абстрактные механизмы, лежащие в основе реализации конкретных прикладных компонент системы. Такие механизмы составляют технологическое ядро системы.
Архитектурное построение Вся система состоит из трех компонентов:
1) клиентской части системы; 2) объектов сервера данных; 3) процедур сервера приложений.
Клиентская часть системы
обеспечивает взаимодействие пользователя с системой. Никакой обработки данных в клиентской части не происходит. Ее назначение сводится к тому, чтобы принять от пользователя запрос на выполнение операции системы и необходимые для выполнения этого запроса данные. После того, как запрос реализован, клиентская часть дает пользователю возможность ознакомиться с результатами выполнения операции.
Объекты сервера данных
являются центральной частью системы. Здесь хранятся все данные системы и процедуры, обеспечивающие выполнение ее операций. Хранимые процедуры получают запрос от клиентской части на выполнение операций и подготавливают для нее результаты своей работы. Для выполнения некоторых специфических операций хранимые процедуры могут вызывать процедуры сервера приложений.
Больше по теме:
Российский сельскохозяйственный банк
Миссия сельскохозяйственного банка несколько уже, чем банка развития. Россельхозбанк был создан в 2001 году в целях заполнить нишу, образовавшуюся в связи с ликвидацией СБС-Агро. То есть, основной задачей нового банка должно являться распр ...
Экономическая эффективность
внедрения и использования систем электронных расчетов
За счет использования электронных систем расчетов и банк и клиент, должны получить определенную выгоду, в том числе и экономическую. В противном случае не было бы смысла заниматься кому бы то ни было этими проблемами вообще. В данном подр ...
Общие принципы управления банком
Главное назначение органов управления-обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций.
Определение структуры управления банком предусматривает выделение органов управления, утв ...