Новые технологии в банковском деле

Банковское дело » Банковские системы » Новые технологии в банковском деле

Страница 1

Понятие "реинжиниринг бизнес-процессов" (БПР-Business process reengineering) возникло примерно в 1990 г., и с тех пор вызывает активный ин­терес специалистов в области менеджмента и информационных технологий. С 1994 г. в США проводятся ежегодные конференции по БПР. В настоящее время БПР взят на вооружение почти всеми ведущими компаниями мира. В ча­стно­сти, по данным фирмы Ernst & Young, 100 крупнейших банков Северной Аме­рики затратили в 1997 году около 2,9 млрд. долл. США на реинжиниринг своих подразделений. За послед­ние полтора года правительство США начало более 200 проектов по реинжинирингу.

Необходимость реинжиниринга обосновывается высокой динамично­стью со­временного делового мира. Непрерывные и довольно существенные измене­ния в технологиях и потребностях клиентов стали обычным яв­ле­нием, и банки, стремясь выжить и сохранить конкурентоспособность, вы­нуждены не­прерывно перестраивать свою стратегию и тактику.

Решением проблемы является система базовых принципов организации банка и переход к ориентации не на функции а на процессы. Из всех кон­цепций менедж­мента, основанных на процессах, БПР рассматривается как наи­более эффективная концепция. Майкл Хаммер, автор термина "реинжиниринг", счи­тает появление БПР революцией в бизнесе, которая знаменует отход от ба­зо­вых принципов построения банка, предложенных 200 лет назад А. Сми­том, и превращает конструирование бан­ковского бизнеса в инженерную деятель­ность.

Возможность такой революции обусловлена в первую очередь новей­шими дос­тижениями в области информационных технологий.

Важность БПР возрастает в связи с тем, что, во-первых, он "беспартиен", т.е. он необходим любому банку, вне зависимости от рода его деятельности, и, во-вто­рых, БПР необходим для больших, средних и даже маленьких банков.

Понятия "инжиниринг бизнеса" и "реинжиниринг бизнеса" имеют суще­ствен­ные различия, которые можно удобно использовать для того, чтобы дать об­щую ха­рактеристику реинжиниринга. Вначале рассмотрим инжиниринг. Ин­жи­ниринг бан­ковского бизнеса - это набор приемов и методов, которые банк исполь­зует для про­ектирования бизнеса в соответствии со своими целями. Не­обходи­мость проведения инжиниринга можно пояснить следующим образом. Наибо­лее фун­даментальная движущая сила каждого банка - потреб­ность улучше­ния сво­его финансового поло­жения. Говоря проще, банк должен делать деньги.

Инжиниринг банковского бизнеса представляет собой множество мето­дик, ис­пользуе­мых для проектирования бизнеса, удовлетворяющего заданным целям банка. Эти методики включают:

- пошаговые процедуры для проектирования бизнеса;

- систему обозначений (язык), описывающую проектирование биз­неса;

- эвристики и прагматические решения, позволяющие измерить сте­пень со­ответствия спроектированного бизнеса заданным целям.

Итак, инжиниринг банковского бизнеса направлен на организацию ком­мерче­ского предпри­нимательства на конкурентоспособной основе. На первый взгляд здесь нет ни­чего нового. Предприниматели всегда стремились к конку­рентоспособ­ности. Однако только реинжиниринг предусматривает новый спо­соб мышления - взгляд на построение банка как на инженерную деятельность. Банк рассматривается как нечто, что может быть построено, спроектировано или пе­репроектировано в соответствии с инженерными принципами.

Объектом реинжиниринга являются процессы а не банк. Банк прово­дит реин­жиниринг не отделов и департаментов, банк осуще­ствляет реинжиниринг работы, которую выполняют люди в этих подраз­деле­ниях (75, с.215).

Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное пе­репро­екти­рование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улуч­шений в решаю­щих, современных показателях деятельность компании, та­ких, как стоимость, качество, сер­вис и темпы. Понятие "реинжиниринг" содер­жит четыре ключевых слова: фундаментальный, радикальный, резкий и процесс (наиболее важное слово).

На начальной фазе реинжиниринга необходимо ответить на следующие фунда­ментальные вопросы о деятельности компании:

1. Почему банк делает то, что он делает?

2. Почему банк делает это таким способом?

3. Каким стремится стать банк?

Радикальное переосмысление означает перепроектирование, затрагиваю­щее суть явлений, а не поверхностные изменения, т.е. в ходе радикального пе­репро­екти­рования отбрасываются все существующие структуры и процедуры и предлагается совершенно новый способ выполнения работы. Итак, реинжини­ринг - это изобрете­ние, а не улучшение, увеличение или моди­фикация.

Реинжиниринг не применяется в тех случаях, когда необходимо полу­чить улучшение либо увеличение некоторых показателей деятельности банка на 10-100% (11, с.118). Проведение реинжиниринга целесообразно только в тех случаях, ко­гда требуется достичь резкого улучшения показателей деятельности банка или всей бан­ковской системы путем замены старых методов управления на новые.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Лизинговые операции коммерческого банка
Под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за ...

Принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг
Прежде чем принимать решение о выпуске ценных бумаг, целесообразно тщательно проработать: > цель проводимого выпуска ценных бумаг; > форму выпускаемых ценных бумаг (документарную и бездокументарную). Решение о выпуске ценных бума ...

Маркетинговая стратегия наращивания клиентской базы
Ключевой задачей маркетинга вообще, и в банковской сфере, в особенности, является исследование рынка. При его анализе в теории маркетинга используется понятие сегмента рынка, под которым понимается часть рынка (регион, группа потребителей ...