* норматив предельного размера денежных средств на корреспондентских счетах.
Наряду с перечисленными нормативами существует требование по минимальному размеру уставного капитала для действующих и вновь открывающихся банков, как с участием, так и без участия иностранного капитала. Согласно этому требованию с 31.07.00 г. минимальный размер капитала для действующих без участия иностранного капитала равен 50 млн. сомов, для вновь открываемых банков с участием и без участия иностранного капитала - 300 млн. сомов.
Штрафы и санкции, взыскиваемые с коммерческих банков
В случае невыполнения коммерческими банками банковского законодательства Национальный банк Кыргызской Республики имеет право применить следующие меры:
* издать обязательные для исполнения предписания, касающиеся исправления обнаруженных нарушений, немедленно или в течение установленного срока;
* взыскать штрафы или применить санкции, предусмотренные банковским законодательством;
* приостановить или отозвать лицензию;
* начать процесс ликвидации в случае неплатежеспособности.
Штрафы в размере не более 1% оплаченного уставного капитала за каждый конкретный случай нарушения устанавливаются при:
* нарушении банком банковского законодательства, нормативных актов НБКР;
* невыполнении предписаний НБКР;
* нарушения письменного соглашения между банком и НБКР в связи с просьбой или заявлением самого банка;
* нарушения письменного соглашения между банком и НБКР;
* непредоставления или предоставления банком недостоверной информации и/или информации не в полном объеме;
* в случае вовлечения банка в небезопасную и нездоровую банковскую практику.
Штраф может быть взыскан и с отдельных исполнительных должностных лиц в размере до 20 минимальных размеров оплаты труда (минимальной ставки), установленной законодательством КР.
К примеру, в Кыргызской Республике, по результатам внешнего надзора за 1997 год к коммерческим банкам в 10-ти случаях были применены штрафные санкции, в общем на сумму 41267.7 сомов. Также в банки было направлено 32 предупреждения и 21 предписание за нарушение инструкций и нормативных документов НБКР. Регулярно проводились совещания с руководителями соответствующих структурных подразделений коммерческих банков по проблемным и спорным вопросам в их деятельности. В течение года было проведено 14 подобных совещаний.
При более крупных нарушениях законодательства НБКР вправе применить следующие санкции:
* ввести боле высокие экономические нормативы;
* повысить размер обязательных резервов;
* обратиться с требованием, обязательным к исполнению:
1. смены всех или некоторых исполнительных должностных лиц;
2. проведения мероприятий по финансовому оздоровлению;
3. проведения рекапитализации либо реорганизации;
4. проведения внепланового аудита за счет средств проверяемого;
* назначить временную администрацию на срок до 6 месяцев;
* временно приостановить действие лицензии с возможным назначением временного управляющего и ограничением всех или отдельных операций, предусмотренных лицензией на срок до 6 месяцев.
В 1997 году Управлением банковского надзора было проведено 7 комплексных проверок на местах, охватывающих все аспекты деятельности банков. Кроме этого, были проведены проверки правильности совершения обменных валютных операций и их учет во всех 17 действующих коммерческих банках (по состоянию на март 1997). Совместно с Управлением денежной наличности в августе проверено 19 банков, включая 11 филиалов в г. Бишкек и 37 филиалов по областям, по вопросу правильности совершения кассовых операций и соблюдение кассовой дисциплины. В декабре 1997 года в 8 банках были произведены проверки по двум направлениям: проверка инвестиционного и кредитного портфелей и организации системы внутреннего контроля в области валютных операций.
По результатам проведенной работы в отчетном году: в один банк за несоблюдение банковского законодательства была введена Временная администрация; с одного банка, по результатам рекапитализации и улучшения финансового состояния, были сняты все ограничения, введенные ранее Национальным банком; у одного банка действовала Временная Администрация до признания Арбитражным судом неплатежеспособности банка; у одного банка, в связи с самоликвидацией, была отозвана лицензия.
Больше по теме:
Понятие ликвидности и платежеспособности
коммерческих банков
Понимание банковской ликвидности в современной экономической литературе и практике не является однозначным. Что же такое ликвидность вообще и банковская ликвидность в частности? Термин “ликвидность” происходит от латинского “liquidus”, чт ...
Международный факторинг
В соответствии с Конвенцией о международном
факторинге
, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков: 1 ...
Сущность банков с позиции их исторического развития
История Древних веков не оставила достаточно полных сведений о том, когда возникли банки, какие операции они выполняли, что явилось побудительной силой их развития. В настоящее время сохранились сведения о первых деньгах (ракушках, мехах, ...