Типы факторинговых соглашений

Банковское дело » Банковское дело » Типы факторинговых соглашений

Факгоринговое обслуживание клиентов осуществляется на договорных началах. До заключения договора фирма анализирует финансовое положение поставщика и его дебиторов. В целях снижения риска по факторинговым операциям поставщик должен: производить продукцикцию и услуги, пользующиеся спросом и высокого качества; иметь устойчивые темпы роста производства; иметь твердо установленные условия продажи производимой продукции.

Соглашение о факторинговом обслуживании заключается между поставщиком и факторинговой компанией обычно на срок от одного года до четырех лет, и его действие может быть прекращено по следующим причинам:

- по взаимному согласию сторон;

- по желанию поставщика (с уведомлением компании за определенный в соглашении промежуток времени);

- по желанию компании (с уведомлением поставщика за определенный в соглашении промежуток времени);

- из-за фактической или ожидаемой неплатежеспособности поставщика.

В факторинговом соглашении оговариваются права и обязанности каждой из сторон; процедура предоставления факторинговой компанией кредитов клиентам, переуступки долговых требований и их инкассирования; порядок осуществления взаимных расчетов и т.д.

Существуют несколько типов факторишовых соглашений:

- о полном факторском обслуживании без правом регресса

(обратного требования платежа с поставщика). Договор о полном факторском обслуживании заключается обычно при постоянных и длительных контактах между поставщиком и фокторинговой фирмой. Он предусматривает переуступку поставщиком всех долгов своих плательщиков, 100% защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока средств, ведение учета дебиторской задолженности. По желанию поставщика может обеспечиваться предваритильная оплата счетов.

- о полном факторском обслуживании с правом регресса

, которое отличается от предыдущего тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести поставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).

- о предварительной оплате требований

, по которому поставщику незамедлительно выдается до 80% от суммы предъявленных счетов. Оставшиеся 20% стоимости поставки за вычетом комиссионного вознаграждения перечисляются поставщику после поступления платежа от дебитора или в сроки, указанные в договоре. Поступающие от покупателя платежи, включая пеню за просрочку, зачисляются на счет факторинговой фирмы.

Существует ряд объективных причин, по которым факторинговая компания не может предварительно оплачивать 100% стоимости долговых требований (за минусом стоимости своих услуг и процента за кредит). Прежде всего, это связано с возможным возникновением спорных моментов и ошибок в счетах. Кроме того, данная разница необходима, чтобы компания могла при необходимости (например, при нарушении поставщиком условий факторингового соглашения) компенсировать предварительно оплаченные ей суммы.

С целью снижения риска по факторинговым операциям предусматривается установление в договорах предельных сумм по факторингу путем определения: лимитов задолженности по каждому покупателю, лимитов отгрузки продукции поставщиком покупателю; страхования риска неплатежа по сделкам.

Больше по теме:

Управление кредитным портфелем
Многие специалисты считают, что основой эффективного управления кредитами является управление портфелем. Управление портфелем позволяет балансировать и сдерживать риск всего портфеля, ожидая и контролируя риск, присущий тем или иным рынка ...

Анализ длительности портфеля
Наряду с гэп менеджментом, который сосредоточивает внимание на возможном изменении чистого дохода в виде процентов за определенные промежутки времени, для оценки и минимизации процентного риска в финансовом анализе широко используется мет ...

Анализ основных показателей деятельности банка
Выполняя поставленные концепцией развития банка на период с 2001 г. до 2005 г. стратегические задачи, банк в прошедшем году упрочил лидирующее положение на основных сегментах рынка и существенно продвинулся к достижению установленных пяти ...