Развитие экономических принципов управления деятельностью банков. Зарубежный опыт

Банковское дело » Ликвидность и платежеспособность » Развитие экономических принципов управления деятельностью банков. Зарубежный опыт

Страница 3

Коммерческие банки США могут заниматься банковской дея­тельностью либо независимо, либо в составе какой-либо холдинго­вой компании. Холдинговые компании используются в банковской деятельности прежде всего для: 1) увеличения гибкости и приспо­собляемости коммерческих банков (так как через холдинговые ком­пании можно открывать филиалы банков более чем в одном штате, в то время как это запрещено делать банкам, действующим не­зависимо); 2) увеличения доступности к капиталу (особенно для небольших банков в штатах, где можно открыть только один “полносервисный” филиал); 3) уменьшения риска посредством диверси­фикации. К концу 1998 г. около 3/4 всех банков страны при­надлежало различным 5500 холдинговым компаниям. Активы этих банков составляли примерно 90% всех банковских активов страны. Начиная с 1933 г., деятельность банковских холдинговых компаний регулируется федеральным правительством.

Для предотвращения кризисных ситуаций, чреватых цепной реакцией банковских крахов, в США осуществляется два типа регулирования. Во-первых, законодательно ограничиваются опе­рации, чреватые для банков повышенным риском и снижением ликвидности (например, устанавливается предельная величина кредита одному заемщику). Во-вторых, с целью предотвращения опасности массового изъятия вкладчиками депозитов и возник­новения паники на денежном рынке в 1934 г. была учреждена общенациональная система страхования банковских депозитов.

Второй традиционный принцип американского банковского законодательства - ограничение концентрации капитала и под­держание конкурентных взаимоотношений и соперничества на денежном рынке путем установления территориальных ограниче­ний на открытие банками отделений (как в пределах одного штата, так и между штатами), контроля ФРС за созданием холдинговых компаний, регулирования разными органами над­зора банковских слияний и т. д.

Эти особенности законодательства способствовали сохране­нию внешней децентрализованности и раздробленности банковс­кой системы в США. В отличие от стран Западной Европы, где повсеместно образовались крупные общенациональные филиальные системы крупных банков, в США сохранилось множество мелких бесфилиальных банков. Так, из 15,5 тыс. банкой в США (на конец 1986 г.) 7 тыс. банков не имели отделений.

Для надзора за банками в США создана одна из самых разветвленных и сложных иерархических систем контрольных органов. Это в значительной степени связано с тем, что в стране исторически сложились две крупные группы банков: система национальных банков, которая подчиняется федеральным властям (контролеру денежного обращения – КДО – в г.Вашингтоне) и система банков штатов, находящихся под юрисдик­цией отдельных штатов. (22, с. 50)

Кроме того, контроль за деятельностью банков осуществляют Федеральная резервная система (ФРС), и Федеральная кор­порация по страхованию депозитов (ФКСД). Последняя занима­ется страхованием вкладов клиентов; ее членами является 98% всех банков. Контрольно-регулирующие функции этих учрежде­ний нередко дублируют друг друга.

Около 65% всех филиалов и 85% всех их активов сосре­доточено в таких финансовых центрах страны, как Нью-Йорк и Ка­лифорния. 11 из всех иностранных банков, действующих в США, относятся к числу 100 крупнейших банков страны и большинство из них принадлежат финансовым структурам Японии. Некоторые уче­ные и финансовые аналитики нередко подчеркивают, что самым существенным индикатором ослабления позиций коммерческих банков США по сравнению с банками других развитых стран мира является уменьшение количества банков США среди крупнейших банков мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Протест по векселю и взыскания по нему
Иски в неплатеже или неакцепте векселей рассматриваются судебными органами, только если они были надлежащим образом опротестованы. Право вексельного протеста появляется тогда, когда 6ыло совершено официально удостоверенное требование плат ...

Общие принципы управления процентным риском в банках
Как правило главный принцип управления процентным риском заключается в том, чтобы стабилизировать, а затем систематически наращивать банковскую чистую процентную маржу. Стратегия банка в области управления процентным риском выглядит как ...

План маркетинговой кампании и методы его реализации
План маркетинговой кампании является ее стерж­нем, сердцевиной. Он позволяет: · четко определить цели программы; · продумать все предпосылки и условия будущей кампании; · определить методику оценки эффективности программы и успешности ...