О банкротстве предприятий-заемщиков и банков за рубежом

Банковское дело » О банкротстве предприятий-заемщиков и банков за рубежом

Страница 1

Одним из проявлений экономического кризиса, переживаемого Россией, является кризис неплатежей. Фактическое банкротство значительного числа предприятий делает крайне неустойчивым финансовое положение многих банков и небанковских финансовых учреждений. Ситуация усугубляется несовершенством российского законодательства о банкротстве, а также отсутствием отработанных процедур по вмешательству в деятельность неплатежеспособных предприятий и банков, принятию решений об их санации или банкротстве, организационных мероприятий по ликвидации предприятий-банкротов.

Это обусловливает особую актуальность анализа зарубежного опыта в решении соответствующих вопросов. Некоторые правовые аспекты банкротства заемщиков Зарубежные исследователи отмечают, что причины невозврата кредитов можно объединить в пять основных групп:

- недостаточный размер собственного капитала (быстрый рост предприятия; неэффективные инвестиции; изъятие средств пайщиками или акционерами, недостаточный уровень самофинансирования);

- долгосрочные вложения краткосрочного капитала (низкий уровень финансового планирования, слабая кредитоспособность, превышение фактических издержек производства над запланированным уровнем затрат и др.);

- высокий уровень издержек производства (затоваривание, нерациональное производство, слабая организация системы сбыта; недостатки в организации управления фирмой и бухгалтерском учете и др.);

- недостаточная прибыльность (слабый спрос на производимую продукцию, обострение конкурентной борьбы и др.);

- утрата имущества или снижение его стоимости (неплатежеспособность получателей продукции, технические нововведения, обесценивающие основной капитал; утрата стоимости продукции из-за сложностей со сбытом, забастовок, стихийных бедствий).

За рубежом проводились оценки сравнительного значения отдельных факторов банкротства предприятий. Хотя эти оценки нельзя признать достаточно полными из-за отсутствия необходимой статистики, некоторые их результаты представляют интерес. Было, в частности, установлено, что внешние объективные причины (например, трудности со сбытом в результате конъюнктурного спада, отраслевого кризиса и т.п.) уступают по значению внутренним субъективным факторам. Некоторые исследователи приходят к выводу, что до 80 процентов случаев банкротства предприятий могут быть сведены к "человеческому фактору", в особенности к неопытности, некомпетентности, расточительности, склонности к спекуляциям или нечестности самих предпринимателей. Основная часть банкротств приходится на долю вновь образованных компаний, тогда как фирмы "старше" пяти лет обнаруживают сравнительно более высокую устойчивость.

Данное обстоятельство предъявляет особые требования к контролю со стороны банков за ситуацией на предприятияхзаемщиках. В качестве индикаторов возможности платежных затруднений рассматриваются чрезмерная зависимость от отдельных клиентов фирмы, слишком высокие запасы нереализованной продукции, задержки с предоставлением отчетности, постоянное превышение открытых кредитных линий, несвоевременное осуществление платежей и др.

Если в ходе банковского контроля у должника выявляются платежные затруднения (временная нехватка средств для выполнения обязательств), банк вправе инициировать процедуру внесудебного предостережения, степень которого последовательно возрастает от "вежливого напоминания" до предупреждения о передаче дела в суд. Одновременно банк стремится вступить с должником в контакт с целью найти пути взаимоприемлемого разрешения проблемы.

Процедура внесудебного предостережения обычно строго не регламентируется и имеет различия в зависимости от персоны заемщика, причин задержки платежа и интересов самого кредитного института. В Германии, например, банки вправе досрочно расторгнуть кредитный договор и требовать немедленного погашения кредита и выплаты штрафных санкций, если должник не выполняет свои обязательства в течение двух недель. В соответствии с этим при выявлении факта задержки платежа банк направляет заемщику первое предостережение, которое обычно представляет собой вежливую просьбу об осуществлении платежа в течение пяти дней (иногда прилагается бланк заявления о переносе срока платежа). Если заемщик не осуществляет платеж в указанные сроки, ему направляется второе предупреждение с настойчивым напоминанием о необходимости погашения долга в течение восьми дней. (В ряде случаев напоминание сопровождается уведомлением о возможности расторжения кредитных отношений, чаще - требованием вступить в контакт с банком, если осуществление платежа в указанные сроки оказывается в силу каких-либо причин невозможным.) При отсутствии реакции со стороны должника ему направляется третье предостережение с извещением о расторжении кредитных отношений и с требованием платежа в течение восьми дней. Если после третьего предупреждения клиент погашает свои долги, инцидент считается исчерпанным, однако банк, как правило, не восстанавливает кредитные отношения с должником. Последнее (четвертое) предупреждение - о передаче дела в суд, если клиент не осуществит окончательные расчеты с банком в ближайшие восемь дней.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Санационный кредит
На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Банк России осуществляет комплекс мер, направленных на повышение устойчивости банковской системы. Отзываются лицензии на осуществление бан ...

Источники собственного капитала банка
Уставный капитал. Он создает экономическую основу существования и является обязательным условием образования банка как юридического лица. Его величина регламентируется законодательными актами центральных банков и, более того, является пр ...

Управление процентным риском через показатель дюрации
Так как наш банк стремится минимизировать свой процентный риск, то в этом случае ему необходимо свести к минимуму разницу между изменениями стоимости активов и пассивов в результате движения процентной ставки, то есть DPV » SA - SП ® 0. ...