Экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков РБ

Банковское дело » Ликвидность и платежеспособность » Экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков РБ

Страница 1

Важным гарантом стабильности является повышение ликвидности банков.

В международной банковской терминологии различают два понятия: ликвидность банка и платежеспособность кредитного учреждения. Ранее, когда преобладали административные методы управления, ликвидность банка имела ограниченное значение. Это было обусловлено, с одной стороны, отсутствием самостоятельности банковских учреждений, а с другой – требование клиентов к банкам было ограничено существовавшим порядком совершения операций. Поддержание ликвидности для кредитных учреждений не имело существенного значения. В условиях коммерциализации банков эта проблема выдвинулась на первый план.

Ликвидность означает способность превращения материальных ценностей в денежные средства. Применительно к балансу банка ликвидность означает способность активов последнего превращаться в денежные средства. Банк считается ликвидным, если сумма его наличных средств и других ликвидных активов, а также возможности быстро мобилизовать средства из иных источников достаточны для своевременного погашения долговых и финансовых обязательств. (5, с. 379)

От степени ликвидности выделяются быстро и медленно реализуемые активы. К первоклассным ликвидным средствам относятся: кассовая наличность, средства на корреспондентском счете, первоклассные векселя и государственные ценные бумаги. Сравнительно ликвидными средствами считаются ссуды до востребования, по которым банк может истребовать деньги у заемщика в любое время.

Управление активами – это определение структуры активов, наиболее благоприятной для банка с точки зрения его способности вовремя отвечать по своим обязательствам. При этом предполагается обязательное наличие в активе баланса ликвидных средств, размеры и вид которых обусловлены специализацией банка, типом его клиентов, скоростью оборота средств по счетам и другими причинами временного характера (экономические, сезонные и др.).

В управлении активами выделяют три метода:

1. Метод общего фонда средств. Все средства помещаются в один “котел”, а затем направляются по видам активов (кредиты, основные средства, ликвидные активы и т.д.).

2. Метод распределения активов. При размещении средств учитываются источники их привлечения.

3. Метод научного управления. При определении структуры баланса используются методы математического программирования, например, линейного программирования, при котором задается целевая функция (например, максимизировать прибыль банка), ряд ограничений и находится оптимальное решение этой функции.

Наиболее перспективным является метод научного управления, так как он позволяет при решении задачи учитывать максимально возможное количество условий, задаваемых самим балансом. Хотелось бы, чтобы банки как можно скорее взяли бы его на вооружение.

Управление пассивами- это манипулирование пассивом баланса с целью обеспечения все той же ликвидности. Здесь подразумевается и изменение структуры пассива (например, увеличение срочных вкладов и уменьшение вкладов до востребования), привлечение дополнительных средств населения, других банков, кредиты по рефинансированию Национального банка и др.

Для регулирования ликвидности коммерческих банков Национальным банком в настоящее время установлен коэффициент ликвидности (К2).

Принцип его расчета состоит в сопоставлении ликвидных пассивов с определенными пассивами, т.е. фактической ликвидности с требуемой.

Фактическая ликвидность – это имеющиеся ликвидные активы для оплаты долговых обязательств в срок погашения или до востребования, в зависимости от обстоятельств. (94,с. 52)

Максимальный размер уставного фонда для вновь создаваемых и действующих банков устанавливается в сумме, эквивалентной:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Стратегия маркетинга
Работа маркетинговых служб банка направлена на то, чтобы выявить целевые рынки для различных финансовых продуктов, (услуг). Целевым рынком называется группа клиентов, подходящая для продажи им определенного вида товаров или услуг. По ...

Стратегия «Альфа-Банка»
Сегодня все российские банки сталкиваются с очевидными и общими проблемами. Успех приходит к тем, кто наиболее ясно видит пути решения этих проблем и последовательно эти решения реализует. Прежде всего, быстрому развитию финансовых инсти ...

Функции ЦБ РФ
Центральный банк РФ – это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики. Местонахождение центральных органов ЦБ РФ – ...