Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы

Банковское дело » Банковские системы » Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы

Страница 1

Предпосылками процессов глобализации явились информационная революция, обеспе­чившая техническую базу для создания глобальных информационных сис­тем, ин­тернационали­зация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на ми­ровых рынках. В обла­сти финансо­вых технологий Беларусь не отстает от Запада. Опробован и внедрен в Интернете электронный бизнес. Система реального времени расчетов Европейс­кого Союза понята и освоена, и отличие — только в масштабах операций. Многие расчеты осуществляются час в час, а не день в день, как это практикуется в странах СНГ и Вос­точной Европы.

Белорусская банковская система пока не интегрирована в глобальную банков­скую сеть. Масштабы банковских операций ограничены недоверием к белорус­ским коммер­ческим бан­кам как со стороны населения, так и со стороны иност­ранных банков.

Социологические опросы населения показали, что по уровню доверия к социаль­но-эконо­мическим институтам белорусские коммерческие банки разделяют трид­цать чет­вертое место с милицией. Население не доверяет ни банкам, ни милиции.

Иностранные банки плохо знают финансовую и банковскую систему Беларуси, но не до­веряют последней, поскольку белорусская банковская система имеет низ­кий миро­вой рейтинг. В мировых рейтингах преобладает политический и субъективный аспект. По объективному мак­роэкономическому показателю — отношению величины внешнего долга к ВВП — Беларусь выглядит лучше, чем Латвия, Литва и Россия (62,с.46).

Положение белорусской банковской системы усугубляет ограниченность фи­нан­совых и материальных ресурсов страны. В результате белорусские банки не имеют возможности вы­бирать партнеров, принимают тех, кто предлагает контак­ты. Контакты в основном предлагают иностранные банки, работающие по зада­нию клиентов или осу­ществляющие мониторинг эко­номической конъюнктуры.

Мониторинг, как правило, начинается с оценки законодательства. По этому по­воду стоит процитировать Конфуция, который говорил: «Когда я приезжаю в страну, меня не интере­суют, какие в ней законы — меня интересует, выполняются ли они». Законов в Республике Беларусь так много, что их просто невозможно обозреть. И стране апри­орно присваивается высокий экономический риск. Необходим единый «Закон о валют­ном регулировании». Закон должен быть унифицирован с международным законода­тельством. Унифицированный закон будет легче объяс­нить иностранным партнерам.

Иностранные банки часто отказываются от кредитования проектов в Бе­лару­си, по­скольку предварительный мониторинг и экспертиза проектов занятие очень дорогое. Напри­мер, из 2,2 млн. USD, выделенных Всемирным Банком на техни­ческую помощь Беларуси 1,9 млн. USD пошло на оплату экспертов. Средняя вели­чина затрат на эксперта составляла 1 тыс. USD в день. Эксперты в Юго-Восточной Азии получали уже 10 тыс. USD в день (62,с.47). Что лучше — сразу кредит и покупка техники или предва­рительно дорогостоящая экспертиза? Для наглядности можно привести такой пример: Уже десять лет оборудование, поставленное для ликвидации последствий Чернобыля, стоит без дела, поскольку предварительно не было выяв­лено, какая нужна техника. Кроме того, не были подготовлены специалисты для ее обслужива­ния.

В соответствии с концепцией социально-экономического развития Рес­публики Беларусь стратегической целью государства на 2001 - 2005 годы яв­ляется повыше­ние благосостояния народа путем сбалансированного и ус­тойчивого экономиче­ского роста. В основу экономической политики страны положен принцип концен­трации материальных, финансовых и интеллектуаль­ных ресурсов государства на ог­раниченном числе приоритетных направлений (точек роста), определенных с уче­том геополитического и географического положения Республики Беларусь.

Реализация данной стратегии потребует от Правительства, вероятнее всего, дальнейшего сокращения темпов инфляции, повышения инвестици­онной активно­сти, обеспечения роста доходов населения.

При этом в зависимости от степени активизации мер по стимулированию внутреннего спроса можно рассматривать два варианта возможного развития эконо­мики до 2005 года.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Права и обязанности траст-отделов коммерческих банков
Траст-отдел обязан следовать указаниям и условиям соглашения, завещания, решения суда или договора о представительстве, в соответствии с которыми он действует. Траст-отдел не может менять свои обязанности по осуществлению определённых опе ...

Проблемы финансовой стабилизации и устойчивости коммерческих банков РТ
Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на устойчивость коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеро ...

Экспортный перевод
Банковский перевод за экспоpтиpованные товары или оказанные услуги представляет собой поручение КБ своему коppеспонденту выплатить (перевести на счет) определенную сумму денег по просьбе и за счет пеpевододателя (иностранного лица или пре ...