Экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков РБ

Банковское дело » Ликвидность и платежеспособность » Экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков РБ

Страница 5

Этими правилами введены такие понятия, как фактическая и требуемая ликвидности, а также различным активам установлены проценты ликвидности, а пассивам – риски одновременного изъятия. Процент ликвидности был тем выше, чем больше вероятность за счет данного вида актива погасить внезапно возникшее обязательство по пассиву. Например, если по статье “Депозиты других банков до востребования” стоит цифра 50, то это значит, что есть вероятность одновременного изъятия сразу 50% этого вида пассива. Следовательно, банку нужно на эту сумму увеличить фактическую ликвидность, чтобы быть готовым к такому изъятию.

Норматив краткосрочной ликвидности, то есть его значение, равное единице, не изменился и до настоящего времени. Но это еще не значит, что не изменялись фактическая и требуемая ликвидности. Последняя, кстати, из года в год увеличивалась, что заставляло банки увеличивать и сумму фактической ликвидности.

За нарушение показателей ликвидности повышался норматив перечисления в фонд регулирования кредитных ресурсов Национального банка, затем взыскивался штраф в размере 10% от недостающей суммы фактической ликвидности по сравнению с требуемой, а начиная с ноября 1996 г. в случае несоблюдения требований по коэффициенту ликвидности, банку сначала направляется предписание о приведении коэффициента к норме в установленный срок. В случае его неисполнения вводится особый режим функционирования банка либо особый режим корсчета типа “В”.

Во многих странах центральный банк не устанавливает обязательных коэффициентов – это или не предусмотрено законодательством, или центральный банк не счел это необходимым. Он только требует рассчитывать некоторые коэффициенты, совокупные или по срокам платежей, и осуществляется надзор за ними. Практически это то же самое. В некотором роде второй метод даже более соответствует поставленной задаче, так как он не навязывает один и тот же коэффициент разным учреждениям; в зависимости от рода учреждения банк может посчитать исчисленный коэффициент удовлетворительным или нет, и в случае необходимости, оказать на данное учреждения прямое воздействие в той мере, в какой это требуется.

Таким образом, органы контроля за деятельностью банков подходят к вопросу о регулировании ликвидности в разных странах по-разному, оставляя, конечно, веское слово за самими банками. Да и у нас теперь Национальный банк устанавливает только один обязательный норматив по ликвидности – коэффициент краткосрочной ликвидности (сопоставляются активы и пассивы до года), а в остальном банкам предоставлена свобода.

Требуемая ликвидность — это сумма ликвидных активов, которую необходимо хранить банку, чтобы он мог оплачивать свои долговые обязательства при их востребовании. Она определяется по сумме пассивов до востребования, взвешенных на риск возмож­ного одновременного снятия средств по ним. Для определения коэффициента ликвидности (К­2­) необходимо фактическую ликвид­ность сопоставить с требуемой. Банки должны поддерживать коэффициенты ликвидности не ниже определенного уровня, на­зываемого нормой ликвидности.

Как уже отмечалось, нельзя смешивать понятия ликвидности и платежеспособности банка, хотя они и находятся в определенной взаимосвязи друг с другом. Платежеспособность банка — это его способность в установленный срок и в нужном объеме выполнять свои обязательства не только перед кредиторами и вкладчиками, но и перед бюджетом, страховыми органами и др. На состояние платежеспособности влияет как ликвидность баланса, так и другие факторы. Они связаны с политической и экономической ситуацией в стране, развитием денежного рынка и рынка ценных бумаг, возможностями рефинансирования в Национальном банке, качест­вом управления банковской деятельностью. Неплатежеспособный банк—это банк, чьи пассивы (обязательства) превышают активы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Больше по теме:

Анализ кредитных задолженностей в 1995 и 1996 годах.
Работа банковской системы любого государства определяется, прежде всего, конечными результатами, представленными в сравнении. За 1995 год кредитная задолженность всех коммерческих банков к началу года составляла 1882,0 млн. сомов, в сере ...

Органы управления Банком России
Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банк ...

Развитие экономических принципов управления деятельностью банков. Зарубежный опыт
Рассмотрим вначале механизм регулирования банковской дея­тельности в США. Банковская система США функционирует в те­чение нескольких десятилетий и практически уже сформировалась. Кроме того, опыт развития финансово-кредитных институтов СШ ...