Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды

Банковское дело » Правовое регулирование социальных платежей » Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды

Страница 4

В целях удобства рассмотрим облагаемую страховыми взноса­ми базу одновременно с указанием дифференцированного размера тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для этого перейдем к рассмотрению следующего элемента обложения: стра­хового тарифа — ставке страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) граждан, подлежащих пенси­онному, социальному, медицинскому страхованию, а также стра­хованию на случай безработицы.

Страховой взнос как обязательный платеж по социальному страхованию рассчитывается всегда исходя из страхового тарифа с облагаемой базы, который работодатель (страхователь) обязан внести в государственный социальный внебюджетный фонд (стра­ховщику).

В соответствии с действующим законодательством страховые тарифы дифференцированы лишь при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. Во все остальные внебюджетные социальные фонды установлен единый тариф страховых взносов. Однако с вступлением в законную силу Федерального закона “Об обяза­тельном социальном страховании от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний” предполагается ввести аналогичные страховые тарифы в Фонд социального стра­хования, дифференцировав их по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска (ст. 21 Закона).

Следует отметить, что тарифы страховых взносов в государст­венные социальные внебюджетные фонды более стабильны, чем налоги. Так, тарифы страховых взносов в эти фонды для работода­телей не менялись с момента их введения и составляли соответст­венно: в Фонд социального страхования РФ — 5,4%, в фонды обя­зательного медицинского страхования — 3,6% (в том числе в фе­деральный фонд — 0,2% и территориальные фонды — 3,4%). В Пенсионный фонд тарифы не меняются с 1993 г. и составляют для работодателей 28%. Незначительно изменялись тарифы в Го­сударственный фонд занятости населения: в 1992 г. он составлял 1%, в 1993 г. — 2%, а с 1996 г. и по настоящее время — 1,5%. Таким образом, всего общий размер страхового тарифа работодате­лей составляет в 1999 г. 38,5%.

Более существенно изменились размеры тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых физическими ли­цами, не являющимися работодателями, в частности, индивиду­альными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, частными детективами, адвокатами.

До 1997 г. все они, в отличие работающих граждан, платили не 1%, а 5% с получаемых доходов. С 1 января 19 97 г. этот тариф был увеличен до 28%, т.е. фактически эта категория физических лиц была приравнена к категории работодателей.

Однако уже упоминавшимся постановлением Конституционно­го Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. нормы, уста­новившие указанной категории плательщиков повышенные тари­фы страховых взносов в размере 28% суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции РФ (ее ст. 19 (ч. 1 и 2) и ст. 55 (ч. 2 и 3), т.е. ка-к нарушающие принципы соразмер­ности ограничений прав граждан и непридания обратной силы за­кону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов по сравнению с другими плательщиками1.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Больше по теме:

Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента
Деловой риск — это риск, связанный с тем, что кругооборот фондов Заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фо ...

Анализ управления научно-техническим прогрессом
Целью усовершенствования банковских технологий является обеспечение высокотехнологического и надежного информационного сервиса банковских продуктов. Основные задачи и цели. 1. Закрепление лидирующей позиции на отечественном банковском р ...

Основные направления банковского консалтинга
1. Базовый консалтинг – информационное обследование кредитной организации с целью подготовки рекомендаций по оптимизации ее структуры и технологии работы. В рамках базового консалтинга проводится полное обследование банка с целью анализа ...