3 мая 1973 года в Брюсселе представители 239 крупнейших банков Европы и Северной Америки основали и зарегистрировали консорциум SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) - Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, предназначенный для проектирования, внедрения и регулирования международной телеграфной сети, передающей и распределяющей потоки международных финансовых переводов между членами этой организации. В настоящее время в системе SWIFT участвуют свыше 4000 банков из 70 стран.

Для этих целей была проведена работа по созданию и согласованию стандартного языка общения между банками-членами сообщества, что позволило производить автоматическую обработку поступающих сообщений. Переводы некоторых из этих стандартов, имеющих статус международного стандарта, опубликованы в настоящем издании.

Основу системы SWIFT составляют три распределительных центра в Брюсселе, Амстердаме и штате Вирджиния (США), которые оборудованы двойными процессорами.

Каждый из процессоров в отдельности может регулировать поток поступающей информацию. Каждая страна - член SWIFT - имеет свой национальный узловой пункт (концентратор сообщений), который связан телефонными линиями с одним из распределительных центров и вместе с линиями является собственностью SWIFT. Банки - члены сообщества, подключаются к концентраторам по местным линиям связи своей страны.

Правила SWIFT требуют, чтобы входящая в нее организация “занималась тем же самым видом бизнеса, что и остальные, и принимала участие в международных передачах телеграфных финансовых сообщений”.

Организация SWIFT формально является бельгийским кооперативным обществом, зарегистрированным в Брюсселе. Она полностью принадлежит банкам-членам SWIFT, а ее акции распределены пропорционально числу телеграфных сообщений, поданных банком через телеграфную сеть SWIFT. Каждый банк-член платит разовый взнос в размере 1,5 млн бельгийских франков при вступлении в организацию SWIFT. За подключение к региональному процессору (Брюссель, Амстердам, Нью-Йорк, Вена , Копенгаген, Лондон, Люксембург, Милан, Монреаль, Осло, Париж, Стокгольм, Франкфурт, Хельсинки, Цюрих) установлена разовая плата в размере 190 тыс. бельгийских франков. За оборудование средств связи и обучение пользованию ими (в зависимости от конкретных форм подключения каждого банка) взымается около 700 тыс. бельгийских франков.

Тарифная плата за услуги SWIFT взымается с ее членов ежеквартально. Обычное телеграфное сообщение (доставка -20 минут), содержащее менее 325 знаков стоит 18 бельгийских франков. Для срочных сообщений (доставка - 1 минута) стоимость в 2 раза выше. Банки-члены SWIFT оплачивают стоимость пересылки телеграфных сообщений региональному процессору. (Тарифы указаны на октябрь 1978 г. В настоящее время размер первоначального взноса зависит от ряда причин и составляет от 50 до 300 тыс. долларов США, стоимость телеграфных сообщений также увеличилась).

Для передачи телеграфных сообщений установлены две очередности: обычная и срочная. Для срочных сообщений можно указывать время доставки. Все сообщения получают порядковые номера, за нумерацией осуществляется контроль. Передача каждого сообщения подтверждается поролем.

Система SWIFT дает возможность осуществлять следующие виды телеграфных переводов:

Þ клиентские переводы;

Þ банковские переводы;

Þ извещения дебетовые и кредитовые;

Þ валютно-конверсионные операции;

Þ кредитно-депозитные операции;

Þ выплаты процентов;

Þ выписки со счета.

Для каждого вида сообщения разработан свой специальный формат, в котором указывается количество обязательных или произвольных реквизитов в сообщении.

SWIFT не производит расчетов по передаваемым телеграфным переводам. Расчет производится дебетованием или кредитованием корреспондентских счетов, т.е. банк-получатель дебетует счет банка-отправителя и кредитует счет получателя телеграфного перевода. Если банк-получатель берет на себя риск убытка от операции кредитования, то он может выплатить деньги получателю перевода, а позднее произвести расчет с банком-отправителем.

Больше по теме:

Анализ маркетинговой службы
Маркетинговый подход предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт, а на реальные потребности клиентов. Поэтому персонал отдела маркетинга тщательно изучает рынок банковских услуг, анализирует меняющиеся вкусы и предпоч ...

Виды кредитных рисков
Концепция риска, как и его существование, стара как мир. Риск всепроникающ, он окружает нас день и ночь; он является сложной неразрешимой, перманентной и неизбежной частью нашей жизни. Человек от природы стремиться избегать риска. Если мы ...

Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка
Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики.[1] На первом этапе ...