Анализ применяемых методов регулирования налично-денежного обращения Центральным банком РФ

Банковское дело » Роль банка в регулировании налично-денежного обращения » Анализ применяемых методов регулирования налично-денежного обращения Центральным банком РФ

Страница 4

Государственная денежно-кредитная политика в 1998 году проводилась в условиях глубокого общеэкономического кризиса, в развитии которого можно выделить два этапа. В первом полугодии кризис носил преимущественно скрытую форму, когда удавалось противостоять его наиболее острым проявлениям. Решение бюджетных проблем достигалось за счет наращивания государственного долга и расходования золотовалютных резервов страны. Вместе с тем высокие процентные ставки на финансовом рынке свидетельствовали о серьезных проблемах в бюджетной сфере и потенциальной неустойчивости валютного курса, связанной в том числе с резким ухудшением состояния платежного баланса страны. С середины августа 1998 года кризис перешел в явную форму и охватил все стороны экономической жизни России. Кризис привел к возникновению новых серьезных проблем для экономики страны, включая возрастание бремени выполнения обязательств по внешним долгам, замедление перехода к экономическому росту, необходимость изыскания дополнительных средств для оздоровления банковской системы и финансовых рынков.

В этот период стало очевидным, что государственные краткосрочные обязательства из инструмента, предназначенного для привлечения средств в федеральный бюджет, стали, наоборот, механизмом, поглощающим средства из бюджета. Вследствие чего, Правительством Российской Федерации было принято решение об отказе от заимствований на рынке и о переоформлении государственных ценных бумаг (ГКО – ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года в новые ценные бумаги.

Продолжающееся снижение стоимости такого банковского актива, как государственные ценные бумаги, обострило трудности с рублевой ликвидностью банков. Кроме того, падение стоимости российских ценных бумаг на внешнем рынке привело к необходимости пополнения залога под кредиты в иностранной валюте, предоставленные российским банкам нерезидентам.

В этих условиях появилась реальная угроза неплатежеспособности российской банковской системы в целом. В результате дестабилизации ситуации на финансовых рынках финансовое состояние банков резко ухудшилось.

17 августа 1998 года было принято решение о введении 90-дневного моратория на возврат финансовых кредитов, полученных от нерезидентов Российской Федерации, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченных залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам.

В 1999 году были возобновлены торги на вторичном рынке ГКО/ОФЗ, проведена новация по государственным ценным бумагам. Банком России были подготовлены и утверждены нормативные документы, регламентирующие порядок использования средств нерезидентов, полученных в ходе новации. Вплоть до середины февраля Банк России проводил операции с собственными облигациями, после чего эмиссия ОБР была временно приостановлена. Особенностью рынка ГКО/ОФЗ в 1999 году стала значительная зависимость его конъюнктуры от девальвационных ожиданий участников и ситуации на валютном рынке. В течение практически всего года для рынка государственных ценных бумаг была характерна низкая ликвидность, что объясняется резким снижением доверия операторов рынка к ГКО/ОФЗ.

В 2000 году Банк России предполагает расширить спектр применяемых операций на открытом рынке и увеличить их объем. Этому способствует как восстановление объема операций на всех секторах финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации.

В отношении купли-продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России будет и впредь проводить взвешенную политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золотовалютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличения денежной массы, формирование рациональных ожиданий.

Страницы: 1 2 3 4 

Больше по теме:

Задачи и функции центральных банков
Традиционно перед центральным банком ставится пять основ­ных задач. Центральный банк призван быть: · эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монополь­ным правом на выпуск банкнот; · банком банков, т. е. совершать операции не с то ...

Состояние налично-денежного обращения в Российской Федерации в 1999 году
На 1 января 2000 года из всех находящихся в обращении наличных денег в сумме 289,8 млрд. рублей 23,2 млрд. рублей (8%) находилось в кассах банков, а остальные – вне банковской системы. Общая сумма наличных денег в обращении по агрегату М ...

Оценка кредитоспособности
Кредитоспособность – это качественная оценка заемщика, которая дается банком до решения вопроса о выдаче кредита. Факторы, учитываемые при оценке кредитоспособности клиента позволяют оценить готовность заемщика вернуть кредит в означенны ...