Тенденции развития рынка банковского кредитования в России

Банковское дело » Банковский кредит » Тенденции развития рынка банковского кредитования в России

Страница 2

Примечание: Для достижения одного и того же значения коэффициента покрытия при заданной сумме кредита торговая компания, имеющая операционную маржу в три раза меньшую, чем промышленное предприятие, должна иметь и втрое большую выручку.

В российской деловой прессе активно обсуждается проблема отсутствия у предприятий доступа к кредитным ресурсам, в то время как компании, ведущие бизнес на развитых рынках, имеют возможности привлечения долгового финансирования в необходимом объеме и под разумные процентные ставки.

Следует отметить, что за последние два-три года ситуация претерпела некоторые изменения: доля заемных средств в капитале российских компаний начала приобретать существенное значение.

Аналитики провели исследование, посвященное сравнительному анализу доли долга в инвестированном капитале компаний (Debt to Capital ratio) в России и других регионах мира на примере телекоммуникационной отрасли. В сравнении с другими компаниями развивающихся рынков, а также компаниями США, российские предприятия пока еще имеют низкое значение Debt to Capital. В то же время в европейских компаниях преобладают более скромные значения данного показателя. Также следует обратить внимание на то, что немногие из крупнейших компаний (в основном нефтегазового сектора) характеризуются операционной и финансовой эффективностью, достаточной для привлечения инвестиций, и имеют доступ на западный рынок кредитного капитала, предлагающий более выгодные условия (к примеру, более низкие процентные ставки по сравнению с теми, которые могут предложить российские банки). Поэтому, если речь идет о заемных средствах не на текущее финансирование операционной деятельности, а на реализацию достаточно капиталоемких программ, то выбор крупнейших предприятий в пользу западных банков очевиден. ЛУКОЙЛ, Роснефть, Газпром и другие крупные компании в последние годы пользовались синдицированными кредитами ведущих мировых банкирских домов на суммы от 70 млн до 500 млн долл. и более.

В целом же, учитывая то, что объектом анализа являлись достаточно крупные российские компании динамично развивающейся отрасли, можно предположить, что данное соотношение в компаниях, меньших по размеру и оперирующих в менее привлекательных отраслях, будет ниже.

Однако, проблема заключается не в том, что банки не обладают достаточными ресурсами, чтобы кредитовать предприятия реального сектора, а в том, что финансовое состояние большого числа российских компаний не позволяет им привлекать заемные средства. Получается своего рода замкнутый круг: предприятия не могут привлечь необходимых ресурсов для осуществления инвестиций и улучшения своего финансового состояния именно потому, что находятся в неудовлетворительном финансовом состоянии. В такой ситуации банки стремятся кредитовать только наиболее перспективные и доходные бизнес-направления; при этом кредиты должны быть обеспечены залогом.

В деловом обороте как инвестиционных, так и кредитных банков существует понятие «инвестиционная мода». Так, по наблюдениям экспертов, среди столичных банков в последнее время особенно популярно кредитование строительства жилой недвижимости - коттеджных поселков. Причиной тому служит достаточно высокая доходность инвестиций в данном сегменте: рост цен на московскую недвижимость заставляет проводить аналогию с периодом галопирующей инфляции в 90-х гг.

Страницы: 1 2 

Больше по теме:

Чек
Чек – это безусловный приказ клиента банку, ведущему его текущий счет, уплатить определенную сумму предъявителю чека, его приказу или другому указанному в чеке лицу. Владелец счета получает чековую книжку и выписывает чеки в пределах оста ...

Риски лизинговых операций
Лизинговые операции являются рисковыми, как и другие банковские операции. В зависимости от вида лизинговые риски можно классифицировать следующим образом. МАРКЕТИНГОВЫЕ РИСКИ - риск не найти арендатора на все имеющееся оборудование. Он ...

Возможности расширения карточного бизнеса
Петербург и Москва - два крупных российских региона по емкости пластикового рынка. Одна из реальных возможностей банков по расширению своего карточного бизнеса заключается в более интенсивном покорении рынка других регионов, в первую оче ...