О банкротстве предприятий-заемщиков и банков за рубежом

Банковское дело » О банкротстве предприятий-заемщиков и банков за рубежом

Страница 12

Председатель центрального банка страны имеет право инициировать пререабилитационные процедуры по отношению к тем банкам, потенциальные убытки которых превышают 30 процентов собственного капитала, и меры полной реабилитации, если соответствующий показатель превосходит 50 процентов. В ходе реабилитационных процедур АРБ имеет право взять банк под свое управление, заменить руководство, приостановить действие прав собственников и учредителей, организовать слияние или приватизацию банка.

Финансовая реабилитация банков осуществляется посредством списания части долгов, передачи недействующих активов АРБ, а также предоставления необходимого минимума финансовых средств. В последних двух случаях активную роль играет государство через механизм выпуска долгосрочных казначейских обязательств.

АРБ были предоставлены широкие права и в плане воздействия на предприятия-заемщики. В случае, если предприятие не погашает долги банку, взятому под управление АРБ, предприятие автоматически становится должником Агентства. Оно имеет право устанавливать свой контроль над таким предприятием и инициировать необходимые изменения, включая меры по повышению эффективности производства. Кроме того, АРБ вправе продавать требования к такому предприятию заинтересованным инвесторам, что создает предпосылки для реальной приватизации.

С целью поддержания "здоровья" банковской системы и после завершения процесса реабилитации Банк Словении ужесточил банковский надзор, а также повысил минимальный размер уставного капитала с эквивалента 7 млн. западно-германских марок в настоящее время до эквивалента 60 млн. марок к концу 1995 года. Предполагается, что эти меры приведут к тому, что в скором времени около 80 процентов банковских активов Словении будут сосредоточены в четырех-шести крупных кредитных учреждениях (против 32 в настоящее время).

В зарубежной практике накоплен значительный опыт воздействия на заемщиков, испытывающих платежные затруднения. К числу мер воздействия относятся внесудебное и судебное предостережения, реструктуризация и санация, урегулирование задолженности, добровольная ликвидация, принудительное банкротство и др. Все эти процедуры четко регламентируются законодательством.

Общее правило при решении проблем неплатежеспособных предприятий состоит в том, что временные платежные затруднения или даже явная неплатежеспособность не рассматриваются ни в качестве необходимого, ни в качестве достаточного условия для ликвидации предприятия-заемщика. Предпочтение отдается мерам по предотвращению банкротства путем реструктуризации, санации и урегулирования задолженности, которые в случае успеха наилучшим образом обеспечивают интересы кредиторов. Процедура принудительного банкротства проводится обычно при отсутствии реальных возможностей повышения эффективности производства за счет организационных, финансовых и других мер.

Повышенная уязвимость банковского сектора, а также его исключительно важное значение для нормального функционирования рыночной экономики обусловливают особое внимание властей к устойчивости банковской системы.

Действия властей при этом направляются в первую очередь на недопущение "цепной реакции" рынка при возникновении проблем в банковском секторе; на оздоровление балансов и повышение эффективности работы кредитных учреждений, а также на предотвращение кризисных явлений в банковской сфере. Эти цели достигаются созданием и совершенствованием систем информации и надзора, предоставлением при необходимости финансовой поддержки, помощью в реструктуризации балансов (санации) банков и др.

Значительную роль в повышении устойчивости банковской сферы играют системы депозитного страхования, создаваемые самой банковской системой и имеющиеся сейчас практически во всех развитых странах мира.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Больше по теме:

Виды ссудных операций
Коммерческий банк, привлекая свободные денежные средства, высвобожденные в хозяйственном процессе, и предоставляет их во временное пользование контрагентам. При этом, коммерческий банк выступает в качестве финансового посредника, выполняя ...

Структура траст-отдела коммерческого банка
Обычно в коммерческих банках подразделения, оказывающие традиционные банковские услуги организационно отделены от подразделений, занимающихся трастовыми операциями. Такое разделение необходимо прежде всего для того, чтобы сотрудники отдел ...

Как принимаются решения
Как показывает практика, подавляющее большинство российских банков принимают решения о закупке или смене АБС исключительно под влиянием внеш­них по отношению к банку факторов: изменений нормативной базы, требований ЦБ РФ, необходимости во ...