Банковское регулирование

Страница 2

В этом контексте термин «банковское регулирование » можно определить как систему специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами(например, парламентом в виде законов), иными властными структурами(Центральным банком в виде инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми организациями(например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской практики), которые своей целью имеют ограничение банковской активности и , главным образом, банковских операций.

Или другими словами, банковское регулирование- система мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так называемого “верблюда”. Английский акроним “CAMEL” (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);

качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;

качество менеджмента (квалификация управляющих);

ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);

доходность;

Существует два вида банковского регулирования: валютное и пруденциальное. Задача первого состоит в проведении разумной денежно-кредитной политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задача пруденциального регулирования - в обеспечении стабильности и надежности банков, а также защите интересов их вкладчиков. В связи с этим можно выделить две цели пруденциального регулирования :

-защита вкладчиков как потребителей банковских услуг от риска возможного краха каждого конкретного банка ;

-защита банковской системы в целом от риска «цепной реакции» в виде краха целого ряда банков.

Можно полностью согласится с высказанным в зарубежной литературе утверждением, что пруденциальное регулирование не ставит задачей предотвратить крах каждого конкретно взятого банка. Пруденциальное регулирование всегда нацелено на защиту системного интереса и в этом смысле носит макроэкономический характер.

Цели пруденциального регулирования определяют его функции, выступающие как оперативная форма реализации целей. Учитывая вышеизложенное и суммируя разные точки зрения, можно выделить три функции пруденциального регулирования банковской деятельности:

1) превентивную, предназначенную для минимизации рисковой деятельности банков;

2) защитную, призванную гарантировать интересы вкладчиков в случае краха конкретного банка;

3) обеспечительную, призванную обеспечить финансовую поддержку конкретного банка в случае его кризисного состояния, оказываемую Центральным банком как кредитором последней инстанции.

Превентивная функция выступает как ключевая в пруденциальном регулировании банковской деятельности. Главная цель, на реализацию которой направлена данная функция, состоит в ограничении операций банков, несущих высокую степень риска, для того, чтобы уменьшить потенциальную возможность краха банков. Можно выделить три аспекта превентивной функции, достаточно полно раскрывающих ее содержание. Именно в них заметно регулятивное воздействие государства на банковский сектор экономики. При этом государственное регулятивное воздействие неизбежно принимает правовую форму, так как происходит путем принятия нормативно-правовых актов соответствующими компетентными органами государства:

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Понятие и критерии кредитоспособности клиента
Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фикс ...

Виды активов и активных операций. Методы их анализа
В условиях рынка анализ активов учреждений банка является наиболее актуальным, так как на основе выводов этого анализа разрабатываются предложения по управлению кредитными ре­сурсами и осуществляются мероприятия по эффективному, ра­ционал ...

Проблемы идентификации клиента при удаленном обслуживании
Персональный номер (идентификатор) (Personal Identification Number, PIN) - это последовательность цифр, используемая для идентификации клиента. Для ввода PIN как в АКА, так и в терминалах систем POS предусмотрена цифровая клавиатура, анал ...