Заключение

Страница 2

На уровень ликвидности банка оказывают влияние целый ряд внутренних факторов, среди которых можно выделить следующие:

• соотношение сроков привлечения ресурсов и сроков размещения средств;

• структура активов;

• степень рискованности активных операций;

• структура пассивов;

• качество управления банком.

Кроме того, на ликвидность банка воздействуют также внешние факторы, влияние которых обычно проявляется через изменение структуры его активов и пассивов. К таким факторам можно отнести:

• случайные (вызванные особенностями деятельности клиентов банка);

• сезонные (связанные с сезонными видами производств);

• циклические (отражающие колебания деловой активности);

• долгосрочные (обусловленные сдвигами в потреблении, инвестиционном процессе). Чтобы адекватно учесть роль названных внешних факторов, банку необходимо располагать всесторонней информацией об обслуживаемой им клиентуре, а также изучать потребности и финансовое положение потенциальных клиентов.

Изучение влияния внешних и внутренних факторов на уровень ликвидности позволяет разрабатывать более эффективные подходы к управлению ликвидностью.

Отечественная и зарубежная банковская практика накопила богатый опыт управления ликвидностью банков. Современной банковской науке и практике известны следующие теории управления ликвидностью:

• теория коммерческих ссуд;

• теория перемещения;

• теория ожидаемых доходов;

• теория управления пассивами.

Однако ни одна из них в отдельности не в состоянии полностью объяснить способы обеспечения ликвидности банка. Поэтому в настоящее время банки в своей практической деятельности вынуждены опираться на рекомендации всех этих теорий, отдавая предпочтение той или иной из них исходя из условий в каждой конкретной ситуации.

Проанализировав подходы к управлению ликвидностью, предлагаемые рассмотренными выше теориями, можно сделать вывод:

процесс управления ликвидностью включает в себя совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами банка.

Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств: на основе анализа структуры активов в разрезе отдельных их групп и видов как на определенную дату, так и в динамике за соответствующий период времени банк может перемещать средства из одного вида активов в другой с тем, чтобы обеспечить формирование наиболее приемлемой структуры активов с точки зрения ликвидности и исходя из уровня дохода. Управление активами осуществляется посредством ряда методов:

• метод общего фонда средств;

• метод распределения активов (метод конверсии).

Метод распределения активов по сравнению с методом общего фонда средств имеет целый ряд преимуществ, поскольку при использовании этого метода средства в активы размещаются с учетом характера источников этих средств, что позволяет обеспечить сбалансированность активов и пассивов по срокам и суммам, а это, в свою очередь, является одним из основных условий ликвидности банка.

Управление ликвидностью банка включает в себя также поиск источников заемных средств, выбор среди них самых надежных, с наиболее длительными сроками привлечения с учетом издержек, связанных с привлечением средств.

Таким образом, управление ликвидностью подразумевает процессы управления активами и пассивами, которые тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и осуществляются одновременно.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Цели, задачи и функции деятельности ЦБ РФ
Основными целями деятельности Банка России являются: - защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; - - развитие и укрепление банковской системы Российско ...

Уставный капитал кредитной организации
Коммерческие банки представляют собой предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли исключительно в денежно-финансовой сфере, выполняя посредническую роль в перемещении денежного и ссудного капитал ...

Оценка кредитоспособности заемщика
После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит б ...