Существуют два вида факторинга: конвенционный и
конфиденциальный. Конвенционный факторинг
- универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Эта система позволяет предприятию сократить издержки производства. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой фирмы, так как такие отношения ведут к полному осведомлению о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.
Такое обслуживание обычно сочетается с «дисконтированием фактур». Это означает, что банк покупает у своего клиента права на получение денег от покупателя, при этом сразу же зачисляет на его счет около 80% стоимости отгрузки, а остальную сумму - в обусловленный срок независимо от поступления денег от дебитора. По существу это кредит под отгруженные товары, за которые клиент платит обусловленный процент.
В последние годы широкое распространение получил конфиденциальный факторинг,
который ограничивается
выполнением только некоторых операций: уступка права на получение денег, оплата долгов и т.п. Он является формой предоставления поставщику-клиенту факторинга- кредита под отгруженные товары, а покупателю-клиенту факторинга - платёжного кредита. За проведение факторинговых операций клиенты вносят предусмотренную в договоре плату, которая по своему экономическому содержанию является процентом за кредит.
Финансовые институты
, которые предоставляют факторинговые услуги, называются фактор фирмами. Чаще всего они представляют собой дочерние фирмы при крупных банках (или сами банки/факторинговые отделы/ осуществляют факторинговые операции), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов.
Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация "Фэкторз чейн интернэшл", членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира. Членами этой ассоциации от одной страны могут стать не более чем 3-4 банка. В августе 1994 г. Первым российским коммерческим банком, принятым в ФЧИ, стал Тверьуниверсалбанк, а затем Мост-банк.
Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Собственные средства факторинговый отдел получает от своего банка и в дальнейшем их прирост осуществляется за счет прибыли от проводимых им операций. При потребности отдела в привлечении сверхплановых кредитов для выполнения своих обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Отдел также может привлекать средства в срочные депозиты.
Больше по теме:
Управление ссудными операциями с населением
Для кредитования населения характерны невысокие размеры ссуд, что порождает большой объем работы по их оформлению.
При обработке заявки на кредит частным лицам, уделяется внимание субъективным характеристикам заемщика, т.е. оценка его мо ...
Экономические нормативы, регулирующие деятельность
коммерческих банков РБ
Важным гарантом стабильности является повышение ликвидности банков.
В международной банковской терминологии различают два понятия: ликвидность банка и платежеспособность кредитного учреждения. Ранее, когда преобладали административные ме ...
Угрозы безопасности автоматизированных систем
Не будет преувеличением сказать, что проблема умышленных нарушений функционирования АСОИБ различного назначения в настоящее время является одной из самых актуальных. Наиболее справедливо это утверждение для стран с сильно развитой информа ...