Кредитный мониторинг

Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.

Кредитный архив это база кредитного мониторинга. Там сосредотачивается вся необходимая документация - финансовые отчеты, переписка, аналитические обзоры кредитоспособности, залоговые документы и т.д. Банкетные залы 12 человек, hall в воронеже

Каждый банк имеет свою систему ведения кредитного досье. Обычно документы сгруппированы в следующие разделы:

- документы по ссуде (копии кредитных соглашений, долговых обязательств, гарантийных писем, свидетельство на право подписи документов);

- финансовая и экономическая информация (балансы, отчеты о прибылях и убытках, аналитические таблицы, отчеты о денежных поступлениях, бизнес-планы, налоговые декларации);

- запросы и отчеты о кредитоспособности (спраки кредитных агентств, телефонные запросы, переписка);

- материалы по обеспечению ссуды (документы о праве вступления во владение, финансовые свидетельства о залоге, документы о передаче прав по вкладам и ценным бумагам, закладные и т.п.);

- переписка и памятные записки (переписка с клиентом по вопросам кредита, записи телефонных разговоров, справки о состоянии текущего счета клиента).

Как уже говорилось, кредитный портфель служит главным источником риска при размещении активов. От структуры и качества портфеля банка в значительной степени зависит устойчивость банка, его репутация, его финансовый успех. Поэтому во всех банках ведется контроль за качеством ссуд, находящихся в портфеле, проводится независимая экспертиза и выявление случаев отклонения от принятых стандартов и целей кредитной политики банка. Кредитные работники и высшие служащие внимательно анализируют состав портфеля с целью выявления чрезмерной концентрации кредитов в определенных отраслях или у отдельных заемщиков, а также проблемных ссуд, требующих внимания со стороны банка.

Программы контроля над кредитным портфелем зависят от типа банка, его специализации, принятых там методов оценки кредитоспособности. Например, банк, выдавший много кредитов предприятиям в отраслях, переживающих спад производства, может проводить систематическую проверку дел своих заемщиков каждые 2 -3 месяца. Часто применяется дифференцированный подход: наиболее надежные кредиты подвергаются проверке один раз в год, тогда как проблемные ссуды требуют постоянного анализа и контроля.

Еще один вариант: постоянный контроль за крупными ссудами и периодический - по ссудам ниже определенной величины. Проверка ссуды может состоять в повторном анализе финансовых отчетов, посещении предприятия заемщика, проверке документации, обеспечения и т.д. при контрольной вновь рассматривается вопрос о соответствии данной ссуды целям и установкам кредитной политике банка, анализируется кредитоспособность и финансовое состояние заемщика, рентабельность операций и т.д.

Многие банки в ходе очередной контрольной проверки присваивают ссудам рейтинг, представляющий итоговую оценку кредита по ряду параметров.

Классификация ссуд по рейтингу позволяет банку контролировать состав кредитного портфеля. Допустим, что по результатам последней проверки “критические ссуды” составляют 5% всего портфеля, тогда как ранее они составляли не более 1.5% . Необходимо выяснить причины ухудшения портфеля и принять меры к исправлению положения . если рост критических ссуд связан с заемщиками в определенной отрасли хозяйства или с определенным видом кредита, следует сократить выдачу этих ссуд. На основе проверки может быть дана оценка работы отдельных кредитных инспекторов и подразделений банка.

Больше по теме:

Методы устранения дисбаланса чувствительности к изменениям процентных ставок
Цель защитных мер риска процентных ставок в банке –ограждение прибыли (чистого дохода после выплаты налогов и других платежей ) от негативного воздействия их изменений. Для банка не так уж важно, в каком направлении меняются ставки, главн ...

Целевые рынки и сегментация
Выгоды от определенного вида услуг, как правило, необ- ходимы и выгодны лишь определенным группам клиентов. Для других групп эти услуги могут быть слишком дорогими или бесполезными в данный момент. Группа клиентов, подходящая для ...

Банк Японии
Банк Японии был создан в 1882 году. По своему статусу он не административный орган, а акционерная компания, 55% его капитала принадлежит правительству. С точки зрения правительства Японии, Центральный банк страны – лишь одно из средств уп ...