Проблемы электронного денежного обращения в России

Банковское дело » Система международных банковских расчетов SWIFT » Проблемы электронного денежного обращения в России

Страница 1

Реальная отдача от введения в нашей стране электронного денежного обращения заключается в следующем.

Во-первых, можно будет сократить наличную денежную массу на несколько триллионов рублей, а значит и огромные издержки по инкассации, пересчету и обеспечению сохранности денег.

Во-вторых, ускорить оборот безналичной денежной массы.

В-третьих, упорядочить кредитно-налоговую систему. Встроенность банков в единую систему электронного обращения позволит качественно и быстро определять платежеспособность клиентуры, а также эффект от проведения намеченных банковских операций. К тому же появится реальная возможность для компаний и фирм поручать банкам (как это имеет место на Западе) ведение бухгалтерского баланса, управления активами, расчеты с бюджетом и персоналом и др.

В-четвертых, снизить криминогенность экономики, устранить почву для афер по подделке банковских документов.

В конечном счете перевод финансовых операций на электронную основу поможет отечественным банкам стать тем, чем они должны быть - регулятором народного хозяйства.

Однако в условиях тесной зависимости банков друг от друга, такой экономический эффект можно ожидать только от внедрения всеобъемлющей электронной денежной системы в масштабах всей страны, а не только в рамках отдельных банков и регионов, пусть даже крупных.

В создании в нашей стране электронного денежного обращения уже сделаны первые шаги. В конце 1992 года расчеты с клиентами посредством электронной сети начал московский коммерческий банк “Калита”. Система электронных платежей разработана специалистами банка на основе международных стандартов по банковской связи (ISO).

С ее помощью клиент сможет оформлять на своем компьютере и отсылать банку по каналам электронной связи платежные поручения по списанию средств. В будущем планируется использовать данную систему для зачисления средств на депозит, заказа клиентом кредита и его оформления.

Конфиденциальность информации в передаваемых документах обеспечивается системой шифров, находящейся на дискете с шифровальным ключом, которая предоставляется клиенту банка.

Банк “Московия” совместно с банком России и Федеральной резервной системой США проводит эксперимент по применению электронной системы платежей. Операции проводятся через систему РКЦ одномоментно: одновременно списываются суммы с банка-отправителя и зачисляются на кор.счет банка-получателя.

С выходом в 1992 году Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации и Положения об организации межбанковских расчетов посредством векселей, чеков и платежных поручений, аккредитивов приближены к международным стандартам. При подготовке вышеуказанных положений проделана большая работа по стандартизации и типизации самих форм расчетно-платежных документов, приспособлению их к условиям функционирования двухуровневой банковской системы и осуществления межбанковских расчетов через РКЦ Банка России.

Вместе с тем развитие электронных денежных расчетов в нашей стране сдерживается из-за отсталости материально-технической базы коммерческих и центрального банков, острой нехватки современных компьютерных технологий и программного продукта для банков обоих уровней. Техническое же переоснащение всей банковской системы России - дело отдаленного будущего, поскольку требует колоссальных материально-технических и финансовых ресурсов.

Однако здесь имеются положительные сдвиги. Банком России осуществляется ряд проектов по модернизации материально-технической базы крупных региональных РКЦ. В Пермской, Свердловской и Волгоградской областях начиная с октября 1992 года проводится опытно-промышленная эксплуатация программно-технического комплекса поддержки технологии электронных межрегиональных платежей и отработка:

Þ системы передачи данных с использованием коммутируемых и выделенных каналов связи, обеспечивающих необходимый уровень достоверности и защиты от несанкционированного доступа;

Þ технологии проведения электронных платежей;

Þ состава интерфейсов обмена информацией при межрегиональных электронных расчетах;

Þ порядка и формы взаимодействия коммерческих банков и их клиентов с системой электронных расчетов Банка России;

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

В предверии банковской реформы
Итак, к 1987 году в СССР существовало четыре банка: Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, Гострудсбекассы. Эмиссионные, управленческие и контрольные функции, а также краткосрочное кредитование, расчетно-кассовое обслуживание выполнял Госбанк ...

Анализ основных показателей деятельности банка
Выполняя поставленные концепцией развития банка на период с 2001 г. до 2005 г. стратегические задачи, банк в прошедшем году упрочил лидирующее положение на основных сегментах рынка и существенно продвинулся к достижению установленных пяти ...

Тенденции развития рынка банковского кредитования в России
В целом можно отметить опережающее развитие финансово-банковского сектора по сравнению с реальным. Избыток финансовых ресурсов у банков в сочетании с нехваткой инвестиционных инструментов с приемлемыми уровнями доходности и риска может сы ...