Новые формы кредита и направления стабилизации российской кредитной системы

Банковское дело » Система кредитования и ее современные формы » Новые формы кредита и направления стабилизации российской кредитной системы

Страница 2

Стоимость факторинговых услуг составляет в развитых странах от 0,75 до 3 % годового оборота в зависимости от размера акционерного капитала, финансового положения клиента, вида продукции, объема работы и т.д.

Процент по факторинговому кредиту в связи с дополнительными затратами и риском банка обычно на 2 – 3 % превышает текущую банковскую ставку, используемую при кредитовании с аналогичным оборотом и кредитоспособностью клиентов.

Таким образом, одним из перспективных направлений стабилизации российской кредитной системы является развитие таких форм кредита как лизинг и факторинг.

Важным условием восстановления кредитной системы является и развитие банковской системы страны, которая предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая – срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача – на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухучета, менеджмента, надзора, аудита.

Для оперативного восстановления банков с целью продолжения ими банковского обслуживания Банк России после 17 августа 1998 г. предпринял целый ряд срочных мер, которые были направлены на предотвращение разрушения кредитной и финансовой системы страны. К числу таких мер Банка России следует отнести проведение многостороннего межбанковского клиринга, позволившего восстановить систему расчетов, а также разрешить снизить нормативы отчислений в обязательные резервы, что увеличило ликвидность банковской системы.

Одновременно Банк России приступил к реструктуризации всей банковской системы. Но программа реструктуризации создает потенциальную угрозу возобновления кризисной ситуации в банковской сфере, поскольку не устраняются исходные причины, приведшие к кризису: обособление банковской системы от реального сектора, высокая степень зависимости деятельности банков от курса доллара и иностранных контрагентов (учредителей, кредиторов и контрагентов по расчетам), масштабное перемещение финансовых потоков из обслуживания сферы их потенциального «наполнителя» – реального производства – в сферу чисто финансовых операций, акцент действия Банка России не на обеспечение устойчивости системы в целом, а на спасение отдельных банков. Фактически можно сказать, что основной причиной кризиса стала потеря банковской системой своей внутренней функциональной сущности.

Качественные преобразования в банковской системе должны иметь целевую направленность на превращение ее в институт, обеспечивающий необходимую интеграцию секторов экономики на высокотехнологичной информационной основе и экономический рост. Это условие является целевой функцией преобразования развития банковской системы.

В банковской деятельности должны быть созданы условия для снижения рисков вложений в реальный сектор на основе повышения кредитоспособности заемщиков, системы гарантий этих кредитов, увеличения привлекательности для вложений банков. Прежде всего необходимо в законодательном порядке жестко регламентировать границы деятельности Центрального Банка. Всякого рода коммерческая деятельность должна быть, безусловно, исключена из сферы интересов ЦБ РФ. К такой деятельности, к примеру, может быть отнесен выпуск Банком России собственных краткосрочных облигаций, размещаемых прежде всего среди коммерческих банков. Мотивацией этой акции с точки зрения стратегических установок не может служить практическое отсутствие на финансовых рынках других краткосрочных инструментов, которые можно было бы использовать для вложений рублевых средств, сосредоточенных на корсчетах банков. Нельзя согласиться с той позицией, что иначе эти средства могли бы оказаться на валютном рынке и обрушить курс рубля. Именно отсутствие стратегии использования мобилизованных средств явилось в прошлом причиной кризиса и принятия «чрезвычайных» мер.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Банковская система региона
На 1 января 1996 г. в области действовали 66 самостоятельных банков, 136 их филиалов, а также 28 филиалов иногородних, преимущественно московских, банков. Согласно данным ГУ ЦБ РФ по Тюменской области, прибыль банков за 1995 г. составила ...

Кредитная документация, представляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования
Всякая экономическая, в том числе кредитная, сделка требует определенного документального оформления. Устные переговоры, которые ведет клиент с банком, на начальном, предварительном этапе, так или иначе заканчиваются представлением в кред ...

Юридическое обоснование применения электронных документов в рамках действующего законодательства РФ
Основой для применения электронных документов, оформляемых при помощи технологии электронной цифровой подписи, служат в настоящее время следующие законодательные и нормативные акты государственных органов РФ: В Гражданском Кодексе Россий ...