Прибыльность от операций с пластиковыми картами

Банковское дело » Рынок пластиковых карт в России » Прибыльность от операций с пластиковыми картами

Страница 1

Операции с карточками относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности.

Прибыль - это разница между доходами и расходами.

Доходы от эмитирования карточек складываются из взимае­мых с клиента:

· ежегодной ставки за выпуск карточки и обслуживание счета (сервисная ставка);

· процентной ставки по карточному кредиту;

· комиссии за операции выдачи наличных денег;

· комиссии за операции безналичной оплаты в коммерческой сети;

· комиссии за конвертацию, если ее будет осуществлять ваш банк, для мультивалютных (российских) карточек;

· комиссия за интерчейндж;

· штрафные сборы за нарушение условий договора. [19, с. 53]

Основной источник доходов от эмитирования карточек составляет процент по карточному кредиту, который взимается с владельца карточки при продлении кредита за пределы льготного периода.

Плата за годовое обслуживание не взималась до начала 80-ых годов, снижение банковских доходов вызвало необходимость введения этой платы. Размер взноса за годовое обслуживание зависит от типа карточки, и в крупнейших российских банках на 1 декабря 2000 года составлял от 4 до 250 $. Некоторые банки не берут плату за изготовление и годовое обслуживание карты, например, Номос-банк по картам Eurocard/MasterCard Cirrus/Maestro, Eurocard/MasterCard Standard. [20, с. 46-47]

Комиссия за интерчейндж равна определенному проценту от суммы торговых счетов.

Штрафные сборы за нарушение условий договора могут взиматься в случае просрочки при уплате очередного взноса в погашение задолженности, за утерю карточки и др.

Рассчитывая доходы, получаемые от клиентов, прежде всего следует определить, сколько клиентов-держателей карточек вы реально сможете привлечь. Самый простой путь - это предло­жить карточки нынешним клиентам банка. При этом следует учитывать, что получить карточки захотят далеко не все просто потому, что это незнакомо и непривычно для наших людей, даже тех, кто уже имеет банковский счет. Срабатывает обычный кон­серватизм. Очень часто приходится прилагать значительные уси­лия, чтобы убедить, что банковская карточка для них гораздо удобнее, чем наличные деньги. Само собой разумеется, тот, кому придется убеждать, должен сам в это верить, понимать и уметь объяснить, чем конкретно карточка удобнее и лучше. Тем не менее, на первом этапе не надо рассчитывать более, чем на половину клиентов, имеющих счета в вашем банке.

Расходы по организации и реализации карточной программы складываются из следующих крупных блоков.

· вступительный взнос в платежную систему, консультации по организации и разработке бизнес-плана, обучение сотрудни­ков;

· приобретение пластиковых карточек и оборудования;

· приобретение или оплата создания компьютерной програм­мы ведения карточных счетов, обучение работе с ней;

· оплата расходов, связанных с обработкой операций (процессингом);

· расходы на рекламу, информирование клиентов;

· зарплата сотрудников отдела банковских карточек. [19, с. 53]

Выбор и приобретение оборудования является одним из самых сложных вопросов. Оборудование является наиболее дорогостоящим элементом карточного бизнеса. Набор и количество техники определяется целями и степенью мас­штабности карточной программы. Оборудование, необходимое для полномасштабной карточной программы довольно дорогое. Расходы составляют десятки и сотни тысяч долларов, такие расходы требуют взвешенного решения, особенно если учесть, что карточная программа при неграмотном планировании или реализации может оказаться убыточной.

Не следует спешить заключать контракт на поставку пластиковых карт с первой попавшейся фирмой. Нужно заказать опытные образцы, посмот­реть качество пластика, магнитной полосы или чипа, износоустойчивость рисунка, чет­кость нанесенного логотипа банка, выбрать такой метод нанесения логотипа, при кото­ром рисунок меньше изнашивается при «продергивании» карты через считывающее устройство.

Фирму-разработчика программного обеспечения лучше выбирать ту, которая имеет хорошие деловые контакты с платежными системами, в которые банк собирается вступать. Желательно, чтобы разработчики программного обеспечения (ПО) были резидентами - дешевле будет стоить работа, проще решаться вопрос с развитием и сопровождением ПО. Если отдел программирования банка хочет самостоятельно создавать ПО, то банк обречен на процедуру сертификации протоколов обмена в технических отделах каждой платежной системы, для которой пишется программа. [11, с. 28]

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: