При любом кризисе есть проигравшие и выигравшие, сейчас обогащаются те, кто держит свои активы в долларах. К положительным сторонам последствий кризиса, к примеру, можно отнести то, что наши производственники смогут повысить свою конкурентоспособность. Но для улучшения положения дел нужно не только стимулировать обменный курс, но и внести изменения в налоговую систему и торговую политику».
«Что касается девальвации, то произошло ускорение ее темпов, правда, уровень ниже, чем в России, на Украине, Белоруссии и т.д., за исключением Казахстана. В России за 10 месяцев девальвация составила более 200%, в Кыргызстане – более 50%. Кризис сразу сказался на ухудшении товарного баланса, поскольку Россия является одним из основных партнеров Кыргызстана. К настоящему времени экспорт сократился на 11,8% и составил в январе-сентябре 985,7 млн. долларов США, а импорт увеличился на 22,8% и составил 583 млн. долларов США. Столь сильное падение объемов экспорта является тревожным сигналом.
Положение Кыргызстана надо оценивать не как кризисное, но как достаточно сложное, поэтому сегодня важно прийти к консенсусу в определении дальнейшей стратегии и выработке конкретных мер по стабилизации ситуации. Сегодня же очень важно, потому что наступает время выплаты внешних долгов на фоне имеющихся проблем в экономике.
Доля иностранных займов и грантов, которые направлялись на финансирование дефицита бюджета, год от года сокращается:
1995 – 120,3 млн. долларов, 1996 – 81,18 млн. долларов, 1997-93, 03 млн. долларов, 1998-59,3 млн. долларов. Снижение уровня внешнего финансирования теперь нельзя компенсировать за счет внутренних займов, поскольку внутреннее финансирование практически сведено к нулю.
Следующий 1999 год, будет первым годом, когда объем внешней помощи будет равен выплатам по внешнему долгу.
В проекте республиканского бюджета на 1999 год для обслуживания внешнего долга предусмотрено 1733, млн. сомов, вымогая, как выплаты по основной сумме, так и на погашение процентов. Нам предстоит жить по жесткой программе: сколько получим – столько израсходуем. В 2000 году ожидается ситуация, когда платить по обязательствам придется уже счет внутренних источников, так как правительству предстоит выплатить порядка 70 млн. долларов США по внешним долгам, а поступлений из вне ожидается гораздо меньше. На 1999 и 2000 годы приходится пик платежей по нельготным кредитам. Краткосрочные заимствования нельготных иностранных кредитов согласно программе правительства и Национального банка будут сокращаться, и на ближайшее три года запланированы только долгосрочные льготные займы. Если не увеличить экспортный потенциал, не поднять реальный сектор, то в экономике республики могут возникнуть серьезные проблемы.
«Официальную записку об этом мы вносим в парламент еще до кризиса. В ней мы отмечаем, что пока не зарабатывает реальный сектор, мы рискуем стать неплатежеспособными. Правительство должно быть готовым создать потенциал и начать возвращать полученные кредиты. Пока же у правительств нет возможности выплатить в 1999 году почти 1 млрд. сомов задолженности. По нашим оценкам, - сказал М. Султанов; - правительство располагает возможностями в пределах 300-350 млн. сомов. Из суммы внешней помощи большая часть пойдет на покрытие задолженности, другая часть на финансирование внутренних нужд».
Говоря о банковской системе, глава Нацбанка отметил, что без нее не будет и бюджета, ни экономики. Надежно функционирующая банковская система – это опора экономики. «Есть денежно-кредитная политика, за которую отвечает Нацбанк, а есть реальный сектор, экономика в целом, где свое слово должны сказать Правительство и парламент»;- подчеркнул М. Султанов.
Заявление Правительства Кыргызской Республики и Национального банка КР. Правительство Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики отмечают резкую дестабилизацию валютного рынка, которая произошла в последние дни. Обменный курс сома усиленно варьировался и находится под серьезным давлением.
Правительство КР и НБКР считают стабилизацию обменного курса приоритетной задачей на ближайшую перспективу.
В ответ на последние тенденции на внутреннем валютном рынке, вызванные резким падением доверие общественности к сому, Нацбанк Кыргызской Республики берет на себя ответственность по восстановлению стабильности обменного курса и собираются полностью удовлетворять потребности экономики республики в иностранной валюте по приемлемому обменному курсу.
По сложившихся условиях Правительство Кыргызской Республики и Нацбанк Кыргызской Республики предпринимают решительные меры для скорейшей стабилизации внутреннего финансового рынка.
Больше по теме:
Порядок выпуска и обращения коммерческими банками собственных векселей
В практике российских банков широкое распространение получил выпуск собственных векселей, что позволяет им увеличить объем привлеченных средств, а его клиенты получают универсальное платежное средство. Порядок выпуска коммерческими банкам ...
Стратегия маркетинга
Работа маркетинговых служб банка направлена на то, чтобы выявить целевые рынки для различных финансовых продуктов, (услуг).
Целевым рынком называется группа клиентов, подходящая для продажи им определенного вида товаров или услуг.
По ...
Корреспондентские отношения с зарубежными финансовыми институтами
Банк добился значительного прогресса в развитии корреспондентских отношений с зарубежными финансовыми институтами и, как следствие, обеспечил оказание широкого спектра высококачественных услуг для своих клиентов. Активно расширялась сеть ...
