Сом и валютные отношения с 1993-98 гг.

Страница 1

Декрет №3 комитете Кыргызской Республики по введению национальной валюты от 13 мая 1993 года «О прекращении обмена рублей на сомы и окончании периода параллельного хождения валют» объявил сом как единственное законное платежное средство в КР. При вводе сома высказались опасения, что он не устоит перед натиском имевшихся проблем, однако прошедшие пять лет доказали обратное и подтвердили правильность этого шага.

При определении валютного режима Кыргызыстан принял политику плавающего обменного курса, при которой курсы иностранных валют к сому складываются на основе соотношения спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Выбор такого типа режима объясняется открытого экономики Кыргызской Республики при ее небольших размерах. Дальнейшей ход событий показал верность, принятого решения. Для определения учетного курса доллара США был принять механизм валютного аукциона, при котором коммерческие банки, а впоследствии и обменные бюро, подавали заявки на покупку валютных заявок (аукцион второй цены). Курс 4,00 сома за 1 доллар США установленный с 18 мая 1993 года, был первым официальным значением курса доллара США к кыргызскому сому на первом аукционе НБКР, проведенный 17 мая 1993 года.

Формирование валютного рынка в Кыргызстане началось в условиях спада промышленного производства, гиперинфляции и слабей законодательной базы в области операций стала «долларизация» отечественной экономики. В 1993 году уровень долларизации экономики был крайне высок. В условиях высокой инфляции отрицательных процентных ставок по депозитам, доллар являлся привилегированным инвестиционным и сберегательным инструментом. Юридические и физические лица, банки стремились перевести свои свободные средства в долларовые активы. Девальвация сома в 1993 году составила 93,7% при инфляции 1366%. Столь значительного якоря экономики, хотя следует оговориться, что темп обесценения не был заранее известен, но при последовательном и главное, равномерном темпе обесценивание, вместе с другими мерами, в последующем удалось снизить уровень инфляционных ожиданий. 14 апреля 1995 года в конференц-зале гостиницы «Достук» состоялся семинар, посвященный проблеме обменного курса валют государств среднеазиатского района. Все они весьма заинтересованы в стабилизации обменного курса, поскольку эту стимулирует приток инвестиций, служит укреплению хозяйственных связей и способствует оживлению коммерческой деятельности.

В связи с этим желательно, чтобы проблема обменного курса и тесно связанное с ней, проблема конвертируемости национальных валют решались в тесном взаимодействии и сотрудничестве финансовых структур сопредельных государств региона.

На сегодняшний день эти ватные вопросы определяется каждым государством самостоятельно, исходе из целей, которых они стремятся достичь. Заместитель Председателя Правления НБКР Э.С.Абдуманапов отметил на семинаре, что выбор валютного режима зависит от состояния экономических (рыночных) реформ и политической ситуации в отдельной стране… Выбор режима, в идеале, не имеет значения, если власти того или иного государства смогут решать вопросы корректирование валютных курсов с необходимой частотой и в соответствии с рыночными изменениями.

Как известно – государства-члены МВФ могут использовать 2 основных режиме обменного курса: с фиксированной базой (привязка к одной валюте или корзине валют) и режим с плавающей базой (свободно плавающий и регулируемый плавающий) либо сочетание 2х режимов сразу (кооперативный). При этом страны обычно руководствуются приоритетностью макроэкономического или макроэкономического аспекта.

Первой из них связан с сохранением и поддерживанием внутренней финансовой стабильности (предпочтение режима фиксированного курса), второй – сфокусирован на вопросах внешнеторговой конкурентоспособности страны (предпочтением режима плавающего курса).

В условиях переходного периода (сопровождающиеся отсутствием достаточных валютных резервов, нарушением торгового баланса, высокой инфляции и другими отрицательными факторами), в котором находятся страны Средней Азии, проблема политики обменного курса ещё сложнее и требует очень осторожного подхода. И конечно, без совместных действий и координацией валютной политики и политики обменного курса невозможно защитить интересы общего экономического пространства государств региона.

При этом все они осознают, что проблема конвертируемости является средними препятствием для проведения взаиморасчетов, развития торговли и придают решению этой проблемы большое значение.

Ясно, что международные соглашения в области торговой политики играют ватную роль в эффективности функционирования международной валютной системы. Известия роль МВФ в выполнение функций надзора за выполнением условий статей соглашения.

Основные аргументы в пользу выбора фиксированного или управляемого курса следующие:

подобный режим смягчает воздействие некоторых явлений на валютный курс;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Появление первых кредитных учреждений
Первое появление кредитных учреждений на Руси произошло в конце XII в., в Великом Новгороде, имевшем тесные торговые связи с немецким купечеством. В эту эпоху Новгород и Псков представляли собой богатейшие города, где иностранцы ощущали с ...

Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных источни­ков ...

Общая информация о работе банковского надзора
В экономике любого типа банки (а также парабанковские организации) относятся к особой категории предприятий, в которых продуктом труда являются деньги. Хорошо продуманная, надежная и монолитная банковская система - это краеугольный камень ...