Методы управления ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков

Банковское дело » Ликвидность и платежеспособность » Методы управления ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков

Страница 1

Деятельность Национального банка страны по развитию и укреплению банковской системы, регулированию ее ликвидности необходимо рассматривать в увязке с осуществлен Нацбанком разработанной во взаимодействии с Правительством денежно-кредитной политики, направленной на достижение макроэкономической стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты.

Под регулированием ликвидности банковской системы понимается изъятие излишних или предоставление дополнительных денежных средств банкам с помощью различных инструментов денежно-кредитной политики.

Одним из показателей, характеризующих ликвидность банковской системы, является состоя­ние остатков средств на корреспондентских счетах банков. Банк России на ежедневной основе контролирует состояние корреспондентских счетов банков и своими действиями стремится под­держивать оптимальную величину средств на этих счетах, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Ежедневная информация об этих остатках, поступающая в Банк Беларуси позволяет сделать вывод, что в течение 1996 г. коммерческие банки располагали свободными средствами на корреспондентских счетах в пределах от 13 до 19 трлн руб. По нашей оценке, минимальная сумма, которая может привести к каким-либо необратимым последствиям, - это менее 9 трлн руб. Объем средств, который позволяет бесперебойно функционировать банковской системе России, составляет в среднем 14 трлн. руб. Как только свободные средства достигают величины 18 - 19 трлн. руб., речь может идти об излишней ликвидности банков, и целесообразно принимать меры по изъятию части средств. (98, с. 14)

Если до 1995 г. одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России являлись резервные требования, то в настоящее время используется более разнообразный инструментарий.

Обязательные резервы устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей, банков посредством изъятия у них части свободных денежных средств, и таким образом происходит сокращение ликвидности всей банковской системы.

В 1996 г. механизм обязательного резервирования наряду с изъятием средств предоставил банкам возможность внутримесячного пополнения ликвидности в размере не более 5% суммы обязательных резервов, депонированных в Банке Беларуси.

Данные отчетности, поступающие от главных управлений (национальных банков) Банка Беларуси свидетельствуют о том, что правом на внутримесячное снижение нормативов обязательных резервов в целях регулирования собственной ликвидности за период с мая по август 1996 г. воспользовались 13 коммерческих банков, а общая сумма обязательных резервов, перечисленная на их корреспондентские счета вследствие снижения нормативов, составила 10,0 млрд. рублей.

Предполагается дальнейшее совершенствование указанного механизма, хотя Банк Беларуси не планирует в ближайшее время кардинального изменения порядка формирования обязательных резервов. В то же время по мере роста спроса на деньги Банк Беларуси будет проводить политику, направленную на снижение норм резервных требований.

В целях ослабления давления на валютном рынке, изъятия излишней рублевой денежной массы у банкой Банк Беларуси проводит депозитные операции, совершенствуя механизм их осуще­ствления.

Впервые Банк Беларуси осуществил депозитные операции в июне 1995 г. для того, чтобы стерилизовать значительную сумму рублевых средств, эмитированных в ходе вынужденной по­купки иностранной валюты у банков (шел процесс дедолларизации, население и экономические агенты избавлялись от долларов).

С риском связана платежеспособность банка, под которой по­нимается способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. В основе платежеспособности лежит ликвидность банка. Однако платежеспособность банка за­висит не только от ликвидности баланса банка, но и от ряда других факторов, к которым можно отнести:

а) политическую и экономическую ситуацию в государстве;

б) состояние денежного рынка;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Особенности рынка облигаций внутреннего государственного займа Украины
В Украине рынок долговых обязательств государства развивается с марта 1995 г., сначала в форме рынка ОВГЗ, со временем, в соответствии с потребностями, разветвляясь в рынок внешних заимствований и муниципальных займов. С того времени роль ...

Целевые рынки и сегментация
Выгоды от определенного вида услуг, как правило, необ- ходимы и выгодны лишь определенным группам клиентов. Для других групп эти услуги могут быть слишком дорогими или бесполезными в данный момент. Группа клиентов, подходящая для ...

Общие принципы управления банком
Главное назначение органов управления-обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций. Определение структуры управления банком предусмат­ривает выделение органов управления, утв ...