Активы и пассивы коммерческого банка

Банковское дело » Депозитная политика коммерческого банка » Активы и пассивы коммерческого банка

До последнего времени отечественная банковская система имела определенное образование, связанное с монополией сначала Госбанка, а после реформы 1988 г. специализированных банков на кредитные ресурсы. Эта монополия выражалась в волевом распределении клиентуры между банками и, соответственно, в закреплении средств за тем или иным банком. У банков отсутствовала заинтересованность в привлечении свободных денежных средств на свои счета, поскольку размеры их активных операций определялись моментами кредитных вложений, а не реально привлеченными на счета средствами. Отсутствие стимулов к привлечению вкладов было связано также с определенной политикой государства. Переход к двухуровневой банковской системе, создание экономически самостоятельных коммерческих банков, перевод хозяйства на принципы самофинансирования обозначили проблему формирования пассивов, как одну из наиболее актуальных в работе банков.

К активным операциям относятся операции по размещению имеющихся у банков ресурсов для получения прибыли и обеспечения ликвидности. Прибыль и ликвидность – два основополагающих принципа, которые отражают сущность активных операций, присущих банку как коммерческому предприятию, использующему как правило привлеченные ресурсы.

Активные операции проявляются в различных формах, что показано на схеме:

Наиболее ликвидными активными статьями являются: касса, корреспондентские счета, валютные счета в других банках, средства фонда резервирования кредитных ресурсов. Все эти статьи, вместе взятые, называются резервами банковской системы. В их составе выделяются избыточные резервы, к которым относятся остатки денежных средств на корреспондентских счетах и в кассах банков. В связи с рассмотрением активов банков уместно напомнить о мультипликаторе денежной массы, представляющим отношение всей денежной массы к денежной базе – деньгам, созданным банком России.

Пассивные операции играют важную роль для коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на денежных рынках.

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций.

Под пассивами понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах.

Существуют 4 формы пассивных операций коммерческих банков:

А) первичная эмиссия ценных бумаг;

Б) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;

В) кредиты и займы, полученные от других юридических лиц;

Г) депозитные операции.

Больше по теме:

Риск и неопределенность в деятельности банковского менеджера
Углубление экономической реформы, формирование рыночных отношений, обострение конкуренции, снижение предсказуемости результатов, увеличение тяжести экономических последствий, вызванных управленческими ошибками, предъявляют возрастающие тр ...

Форма проведения операций на открытом рынке
Операции на открытом рынке проводятся в форме аукционных торгов, в процессе которых ЦБ предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи ( ...

Структура траст-отдела коммерческого банка
Обычно в коммерческих банках подразделения, оказывающие традиционные банковские услуги организационно отделены от подразделений, занимающихся трастовыми операциями. Такое разделение необходимо прежде всего для того, чтобы сотрудники отдел ...