Основные этапы процесса оценки качества заемщиков

Банковское дело » Банковские кредиты » Основные этапы процесса оценки качества заемщиков

Страница 1

Стабильность банка во многом зависит от состава его клиентов. Говорят, что каковы клиенты банка, таков и сам банк. Надежность, финансовая устойчивость клиентов уменьшают банковские риски, содействуют получению банком более высокого дохода. Однако банк имеет дело не только с клиентами высокого класса : среди них встречаются и такие клиенты, которые испытывают финансовые затруднения из-за неправильной организации производства, слабого изучения рынка, неверно выбранной стратегии. Умение правильно определить возможности клиента, распознать его сильные и слабые стороны – важнейшая задача кредитных учреждений.

В решении этой задачи большое значение придается экономическому анализу кредитоспособности клиента – выявлению предпосылок для получения кредита, определению способности возвратить его.

Основными направлениями анализа качества заемщика являются:

* общая экономическая характеристика клиента;

* анализ его производственного, технического потенциала;

* оценка эффективности использования его основных и оборотных средств;

* анализ финансовых результатов деятельности;

* анализ финансовой устойчивости;

* оценка ликвидности баланса и платежеспособности потенциального заемщика;

* обобщение результатов анализа деятельности и подготовка выводов о кредитоспособности клиента.

Оценка качества потенциального заемщика по существу представляет собой процесс анализа кредита, который будет ему предоставлен в случае положительного заключения, и определение степени риска, который примет на себя банк в случае его кредитования.

Процесс оценки качества заемщика содержит четыре основных этапа:

> Определение цели финансирования. Можно выделить пять основных видов кредита:

* сезонный кредит;

* кредит для конверсии активов;

* кредит под движение денежных потоков;

* кредит под активы;

* проектное кредитование.

Таким образом на данном этапе анализа необходимо четкое понимание сущности заявки клиента, установление обоснованности и целесообразности запрашиваемого кредита, а также соответствие его целей текущей кредитной политике банка.

> Определение источников определения кредита. Проводимый на этом этапе анализ позволяет выделить:

* первичные источники погашения кредита;

* вторичные источники погашения кредита.

Цель кредита и его погашение взаимно переплетаются. Таким образом анализ первичных источников погашения кредита различен для различных его видов, которое особенно проявляется для долгосрочных и краткосрочных кредитов.

В случае долгосрочного кредитования источником погашения выступают поступления от инвестиций, поэтому необходимо анализировать долгосрочную прибыль заемщика.

В случае же краткосрочного кредитования проводится детальный анализ цикла оборота активов – сырья в готовую продукцию, а товарных запасов в дебиторскую задолженность денежную наличность – с тем, чтобы определить, какие статьи баланса могут быть превращены в наличность для погашения кредита. Однако следует отметить, что единственным источником выплаты кредита являются наличные ликвидные денежные средства заемщика, выделенные им для обслуживания долга.

К вторичным источникам погашения кредита относится обеспечение, которое является лишь дополнительной защитой по уже приемлемому кредиту, т. к. использование залога не снимает риска невыполнения обязательств.

> Качественная оценка риска, связанного с данным заемщиком. В качестве основных факторов, которые служат оценками риска на данном этапе являются следующие:

* движение наличных средств и кредитоспособность заемщика;

* характеристика заемщика;

* капитал;

* условия;

* залог;

* обстоятельства (возможность возникновения форс–мажорных обстоятельств).

Эти факторы являются критериями качественной оценки риска.

Количественная оценка кредитных рисков или анализ финансовой отчетности заемщика. Использование финансовых показателей для принятия управленческих решений о выдаче кредита основывается на признаке того, что, с одной стороны, использование исключительно качественной информации не является достаточным условием объективного процесса принятия решения, а, с другой стороны, числа сами по себе представляют небольшую ценность. Это привело к разработке чрезвычайно практичного вида количественного анализа, применение которого быстро распространилось во всей финансовой индустрии. Следует отметить, что анализ финансовых показателей требует наличия надежной, достоверной и постоянно обновляемой финансовой информации.

От правильности и объективности оценки качества заемщика зависит решение банка о кредитовании клиентов, и, следовательно, качество формируемого банком кредитного портфеля.

Ниже будут рассмотрены несколько методик оценки качества потенциальных заемщиков, которые позволяют в той или иной степени получить качественную характеристику заемщика относительно его способности к погашению кредита, а также дают возможность принимать решение о кредитовании.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Характеристика Головного расчетно-кассового центра, его основные функции
Головной расчетно-кассовый центр является структурным подразделением Банка России, действующим в составе территориального учреждения Банка России (ГУ ЦБ РФ по Томской области). Он создан решением Совета директоров Банка России. Основной ...

Методы установления предельных сумм по факторингу
В мировой банковской практике обычно используют три метода установления предельных сумм по факторингу. Определение общего лимита. Каждому плательщику устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого факторинговый о ...

Понятие и структура собственного капитала банка
Под собственными средствами (капиталом) банка следует понимать специально создаваемые фонды и резервы, предназначенные для обеспечения его экономической стабильности, поглощения возможных убытков и находящиеся в использовании банка в те ...