Антикризисные меры, осуществленные Банком России и Правительством РФ

Банковское дело » Экономический анализ кризиса в банковской системе России » Антикризисные меры, осуществленные Банком России и Правительством РФ

7 сентября представители МОСТ-банка, Промстройбанка РФ, Мосбизнесбанка, Инкомбанка, МЕНАТЕПа и СБС-АГРО подписали двусторонние соглашения со Сбербанком России о порядке передачи ему обязательств по вкладам населения. Вкладчики (физические лица) должны до 26 сентября (срок был продлен до 10 октября) добровольно подать в свой банк заявление о расторжении договора и о согласии с последующим открытием нового вклада до востребования в Сбербанке России, после чего вклады будут гарантироваться государством. Сбербанк принимает на себя обязательства только по основной сумме долга (вклада) без процентов по состоянию на конец операционного дня 31 августа 1998 года. Вклады в иностранной валюте будут конвертироваться в рублевые вклады по курсу на 1 сентября, то есть 9,3 руб./долл. Операции по вкладам, обязательства по которым передаются в Сбербанк, будут возобновлены после выверки реестров вкладчиков, но не позднее 15 ноября. Вкладчики, не желающие покидать свой банк, могут оформить заявление об отказе от перевода обязательств в Сбербанк России и немедленно получить право на разблокирование операций по своему счету в нем.

В соответствии с решением Совета Директоров Банка России от 18 сентября 1998 года в пяти крупнейших финансовых регионах проведен взаимозачет по расшивке неплатежей на 9,5 млрд руб. (в том числе провести платежи в бюджетную систему на сумму 5 млрд руб.) В случае отсутствия у банка средств для оплаты выставленных в картотеке клиентами требований ЦБ имел право воспользоваться средствами фонда обязательных резервов (ФОР). Сумма уменьшения ФОР в счет покрытия овердрафта составила 3,3 млрд руб.

25 сентября 1998 года была проведена повторная акция ЦБ. (По заявлению ЦБ - последняя).

Банком России были приняты решения по снижению с 1 сентября 1998 года нормативов обязательных резервов кредитных организаций, отчисляемых ими в Банк России. Для банков, у которых удельный вес вложений в ГКО-ОФЗ в работающих активах составляет от 40% и более, размер норматива снижен с 10 до 5%. Для банков, у которых соответствующий удельный вес составляет от 20 до 40%, размер норматива снижен с 10 до 7,5%

Единая платежная система в России испытывает сложности, связанные не только с проблемами текущей ликвидности, но и ростом недоверия между банкирами, причем прежде всего - в Москве. Если платежная система остановится на уровне региональных банков, то повлечет за собой проблемы у сотен тысяч предприятий. Во многих находятся счета органов власти и управления на местах. И эффект домино, вызванный падением столичных кредитных организаций, по цепочке может уничтожить экономику регионов.

В региональных банках ситуация усугубляется еще и тем, что у них удельный вес привлеченных средств населения в общем объеме в два раза превышает аналогичный показатель в московских кредитных организациях (25% против 13%). В ряде регионов банки - члены ассоциации промстройбанков обслуживают до 50% населения. Может быть, по мнению Центробанка, это и не системообразующие, но социально значимые банки. И невыплаты в этих учреждениях могут повлечь катаклизмы, которые не снились ни одному правительству.

Больше по теме:

Структура и механизм функционирования кредитной системы в рыночной экономике
Современная кредитная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. С институциональной точки зрения кредитная система представляе ...

Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка
Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики.[1] На первом этапе ...

Меры по реструктуризации банковской системы
Финансовый кризис 1998 года сделал совершенно очевидным тот факт, что в России появилась необходимость не просто поддерживать, укреплять или совершенствовать существующую банковскую систему, а, по существу, создать качественно иную банков ...