Преступления, в том числе в информационной сфере, совершаются людьми. Большинство систем не может нормально функционировать без участия человека. Пользователь системы, с одной стороны, — ее необходимый элемент, а с другой — он же является причиной и движущей силой нарушения или преступления. Вопросы безопасности систем (компьютерных в том числе), таким образом, большей частью есть вопросы человеческих отношений и человеческого поведения. Особенно это актуально в сфере информационной безопасности, т.к. утечка информации в подавляющем большинстве случаев происходит по вине сотрудников банков.
Анализ сообщений средств массовой информации и оперативных сводок правоохранительных органов о криминальных и диверсионно-террористических актах против коммерческих структур в Москве и других городах России позволяет сделать однозначный вывод о высокой степени осведомленности преступников относительно режима дня и динамики деятельности предпринимателей: жертв, как правило, неизменно встречали в районе проживания или места работы, либо с предельной точностью по времени и месту перехватывали на трассе.
Заблаговременно были изучены основные и запасные маршруты перемещения коммерсантов. Преступники располагали подробными сведениями о составе семьи и родственниках будущих жертв, марках и номерных знаках личных и служебных автомашин, соседях и т.п.
Неотъемлемым составляющим элементом любой планируемой преступной акции является сбор информации. Представляется возможным выделить следующие основные методы, которые используются злоумышленниками в настоящее время для добывания сведений о коммерческих структурах:
· наблюдение, в том числе с помощью мобильных и стационарных оптико-технических средств, скрытое фотографирование, видеозапись; выведывание информации;
· проведение опросов, интервьюирования, анкетирования, «направленных» бесед и т.п.;
· хищение, скрытое копирование, подделка каких-либо внутренних документов лицами, внедренными или приобретенными в коммерческих структурах, которые согласились или оказались вынужденными осуществлять указанные действия по корыстным побуждениям, в результате угроз, по физическому принуждению либо иным причинам;
· перехват информации на различных частотных каналах внутренней и внешней радио- и телевизионной связи коммерческих структур;
· получение информации техническими средствами путем использования различных источников сигналов в помещениях коммерческих структур как связанных с функционирующей аппаратурой (персональные компьютеры), так и через специально внедренную технику негласного съема информации (спецзакладки, в том числе дистанционного управления);
· добывание информации о коммерческих структурах посредством применения системы аналитических методов (структурный анализ, финансовый анализ, анализ себестоимости продукции, анализ научно-технических образцов, оценка квалификационных особенностей рабочих и служащих, изучение основных материальных фондов и т.п.).
При всем многообразии и несомненных достоинствах вышеперечисленных методов в настоящее время все же использование сотрудников коммерческих структур в качестве источников внутренней информации рассматривается как наиболее надежный, быстрый и эффективных способ получения конфиденциальных данных.
Больше по теме:
Проведение трастовых операций коммерческими банками
Развитие трастовых операций в России по существу началось с созданием коммерческих банков. Однако такое развитие тормозится отсутствием полного законодательного обеспечения самого института доверительной собственности. Первое появление тр ...
Отличия банков от небанковских кредитных учреждений
Существует как минимум два признака, отличающих банки от кредитных учреждений и ставящих их в особое положение.
Во-первых, банки объективно выступают логически первичным, исходным звеном в сфере финансового рынка, то есть характер деяте ...
Формы процентного риска в КБ
«Уралвнешторгбанк»
Активы и пассивы КБ УВТБ были подвержены различным формам процентного риска, это связано с тем, что этот банк осуществляет различные виды банковских операций. Рассмотрим более подробно основные из них.
Риск установления новой цены, котор ...