Опрос по телефону более эффективен, хотя по телефону трудно получить обширную информацию, так как у многих людей не хватает терпения отвечать на вопросы.
Наблюдение- важный метод проведения маркетинговых исследований. Он предполагает изучение поведения потенциальных или реальных потребителей и внешних обстоятельств, способных повлиять на него. Чаще всего этот метод используется при выборе места расположения организации- при этом принимаются во внимание людские потоки, интенсивность дорожного движения, наличие общественного транспорта и т.п.
Изучение публикаций заключается в рассмотрении опубликованных в средствах массовой информации результатов различных исследований (например социологических опросов) и использование их в своих целях.
Выборочный маркетинг считается специалистами самым эффективным способом исследования. Он заключается в том, что реализация опытной партии продукции осуществляется на ограниченном «среднестатистическом» участке, а затем результаты экстраполируются на всю область действия фирмы.
Личный опрос проводится следующим образом. В людном месте интервьюер останавливает прохожих и просит их поучаствовать в опросе. В случае согласия он задает ряд вопросов и записывает ответы. Опрашиваться могут не только случайные прохожие, но и покупатели, приобретающие исследуемый товар. Это наиболее дорогостоящий вид сбора информации, однако он и наиболее эффективный. При личном общении люди, как правило, стараются быть честными; кроме того, к ним можно обратиться за дополнительной информацией.
ü Анализ собранной информации. Первым шагом является выявление и отсев неправильно заполненных, а следовательно непригодных, анкет. Далее путем сведения полученных данных в таблицы выявляются общие тенденции. Затем после тщательной проверки переходят к третьему этапу.
ü Представление результатов исследования. Они представляются руководству в виде отчета, который содержит следующие данные:
цель исследования;
для кого и как оно проводилось;
характеристики выборки, время проведения, методы сбора информации;
анкету (при различных формах опроса);
результаты;
сведения об исполнителях.
По результатам исследования компания предпринимает определенные действия, а дальнейший мониторинг показывает, насколько они были успешны, а значит, и насколько верно маркетинговое исследование отразило реальное положение дел.
Применим эти положения конкретно к банковскому маркетингу.
Как уже упоминалось, существует три основных направления маркетинговых исследований на рынке банковских продуктов. Рассмотрим каждое из них.
Изучение рынка банковских продуктов и услуг частично затрагивает и остальные направления. Оно предполагает получение следующих данных (полностью или частично):
ü определение общих тенденций развития рынка;
ü определение характеристик банковских продуктов, выпуск которых наиболее целесообразен;
ü выявление клиентов банка (наиболее общий анализ клиентуры);
ü выявление приоритетного направления развития деятельности банка;
ü конкурентная ситуация на рынке;
ü действие экономических, политических, технологических, культурных и других факторов, влияющих на рынок банковских продуктов и услуг;
ü маркетинговая инфраструктура рынка, то есть наличие в достаточном количестве посредников для продажи банковских продуктов, филиалов банка в различных регионах и т.п.;
ü средний уровень цен на банковские услуги.
Для получения этих сведений используются различные методы исследований. В некоторых случаях необходим опрос потребителей (в основном при анализе клиентуры), но чаще рынок изучается по различным публикациям, документам и т.п. Банк может обращаться за информацией в специальные организации, изучающие и анализирующие финансовые процессы на банковском рынке. Немаловажную роль также играет самостоятельное наблюдение за поведением потребителей, банков- конкурентов и протеканием рыночных процессов.
Больше по теме:
Общая характеристика банка
ИМПЭКСБАНК основан в 1993 г. В октябре 1994 г. получил генеральную лицензию № 2291 ЦБ РФ, а 22 апреля 1999 г., в связи с изменением формы собственности, банк прошел перерегистрацию (в форме паевого банка — общества с ограниченной ответств ...
Принципы обслуживания клиентов
в многофилиальном банке
Существует два основных подхода:
При стандартном подходе клиент изначально закрепляется за конкретным операционистом банка. Обслуживание клиента происходит лишь в одном фиксированном отделении банка.
В соответствии с имеющейся законодат ...
Виды пассивов и пассивных операций. Методы их анализа
Уровень развития пассивных операций определяет размер банковских ресурсов и, следовательно, масштабы деятельности банка. Пассив баланса банка характеризует источники его средств, которые определяют условия, формы и направления использова ...