В сфере международных экономических отношений государство выступает в роли, как заёмщика, так и кредитора. Различают внутренние заимствования государством и заимствования государством у институциональных единиц сектора «остального мира». Кроме того, государство может выполнять роль гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заёмщикам, местным органам власти, государственным учреждениям и др.
Внутренние заимствования государством могут быть в форме:
1. государственного облигационного займа, выпуска других ценных бумаг;
2. обращения части вкладов населения в государственные займы;
3. заимствования средств общегосударственного ссудного фонда;
4. казначейские ссуды;
5. гарантированного займа.
Если при первой форме заимствования государством физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счёт собственных временно денежных средств, то при второй форме кредит государству предоставляет система сберегательных учреждений за счёт заёмных средств (Сбербанк покупает долговые обязательства государства).
Третья форма заимствования государством использовалась в течение многих лет для покрытия расходов правительства. Оно характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов правительству, которое используется для финансирования дефицита государственного бюджета. Это так называемый инфляционный метод балансирования доходов и расходов государственного бюджета.
В РФ отказались от этого весьма нецивилизованного способа финансирования бюджетных расходов с 1995 г. Но ещё раньше, в конце 1993 г., Минфин России совместно с Банком России приступил к выпуску и размещению государственных краткосрочных облигаций (ГКО) – это одно из направлений финансирования бюджетного дефицита неинфляционными методами. При этом статистика располагает ежемесячными данными о размещении ГКО (объём выпуска (эмиссия), объём спроса на аукционе (по номиналу), объём размещения (по номиналу), объём выручки от продажи, привлечённые средства в бюджет и доходность в процентах по результатам аукционов). Одной из разновидностей государственных ценных бумаг являются облигации федерального займа (ОФЗ) и облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Формируется рынок областных и муниципальных краткосрочных облигаций.
Такие формы государственного кредита, как казначейские ссуды и гарантированные займы, только начинают использоваться в России. Казначейские ссуды – это оказание финансовой помощи предприятиям и организациям со стороны учреждений государственного управления за счёт бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. При гарантированном займе правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного вышестоящими органами власти или хозяйственными органами, а также выплату процентов по нему.
Международный кредит принимает форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Предоставление внешних займов осуществляется за счёт бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Займы погашаются по соглашению сторон товарными поставками или валютой. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Система показателей заимствований государством должна не только характеризовать масштабы, структуру, динамику таких заимствований и классификацию займов, но и служить информационно-методологической основой для принятия решений по управлению государственным долгом. В РФ доля расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме федерального бюджета за 1996 г. возросла с 8 до 17 %. Увеличился и показатель, характеризующий отношение расходов на обслуживание государственного долга к величине ВВП (1995 г. – 1,38%, 1996 г. – 2,5%). По расчётам, в результате крупных заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках (в результате выпуска еврооблигаций) абсолютная величина государственного долга к концу 1997 г. увеличится до 630 трлн. руб., при этом отношение расходов на обслуживание государственного долга к величине ВВП составит 2,9 %.
Больше по теме:
Классификация банковских
рисков и управление ими
Любой экономический субъект в своей деятельности сталкивается с событиями и факторами, которые он не в состоянии регулировать и точно предсказывать. Более того, это происходит при любой его деятельности и в каждый момент времени. В совре ...
Краткая история Банка России
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 дека ...
Финансовый кризис 1998 года и кризис кредитной
системы
Большинство своих функций современное государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики. Поэтому в стратегическом плане финансовая политика переходного периода должна быть направл ...