Причины кризисов предприятий

Страница 1

За годы радикальных реформ еще не созданы условия для устойчивого со­циально-экономического развития. Не преодолен системный кризис, охватив­ший все отрасли производства и обращения товаров, а также финансово-кредитную сферу.

Главная причина продолжительного кризиса состоит в том, что реформы слабо затронули производственную, торговую и финансовую деятельность предприятий. Практически не сформирована новая, отвечающая требованиям развитого рынка организационная структура производства, не подготовлен высокопрофессиональный слой предпринимателей. Все это нега­тивно сказалось на реформировании собственности и использовании внутрен­них ресурсов, на укреплении межхозяйственных, межрегиональных и межго­сударственных экономических и финансовых связей.

Инвестиции в реальный сектор эконо­мики в настоящее время наиболее рискованны. Практически все промы­шленные предприятия находятся в «лежачем» состоянии. Немаловажным фактором является и внут­ренняя неготовность предприятий к инвестициям. Можно утверждать, что даже в случае появления таких инвести­ций многие из них не смогли бы воспользоваться этими инвестициями надлежащим образом. Полностью отсутствует система маркетинга, ориен­тированная на рынок; основные фон­ды изношены, продукция, которую выпускают заводы, имеет достаточно низкую конкурентоспособность. Боль­шинство крупных промышленных пред­приятий представляют собой огром­ные неиспользуемые мощности, кото­рые никогда не будут востребованы в прежнем объеме. Исключение состав­ляют лишь сырьевые предприятия. И только отдельные предприятия раз­виваются достаточно динамично и эффективно.

Западные экономисты выделяют три стадии развития кризисной ситуации:

1. Ранняя стадия характеризуется отдельны­ми случаями проявления неэффективности в производстве и сбыте, которые выражаются в увеличении товароматериальных запасов при стабильных или снижающихся темпах роста объемов продаж, ускорении оборачиваемости кредиторской задолженности, возникнове­нии проблем с поставками и качеством производимой продукции.

2. Промежуточная стадия отличается не­хваткой материалов (как следствие экономии денежных ресурсов посредством сокращения уровня товароматериальных запасов), более частыми проблемами, связанными с качест­вом продукции, приостановкой поставщика­ми продаж в кредит и требованиями оплаты наличными, несвоевременной выдачей зара­ботной платы.

3. На поздних этапах кризиса компания в це­лом находится в состоянии хаоса. Производ­ственные графики не выполняются, нередки возвраты продукции из-за низкого качества, производство сдерживается хроническим не­достатком материалов, увеличивается период сбора дебиторской задолженности. Кроме то­го, поставщики требуют наличной оплаты, а кредиторы - изменения условий кредита. На­конец, у компании наблюдается серьезная не­хватка собственных оборотных средств.

Исходя из данных критериев можно за­ключить, что большинство российских пред­приятий находится на поздней стадии кризис­ной ситуации. Это вызывает необходимость совершенствования методов, принятых в оте­чественной теории и практике антикризисно­го управления.

Мы предлагаем расширить понятие кри­зисной ситуации и разграничить понятия кри­зиса и несостоятельности (банкротства). Опи­санная ниже концепция предполагает более раннюю идентификацию кризисной ситуации с целью адекватного реагирования на негативные тенденции в условиях, когда предприятие еще полностью находится под контролем собствен­ников и управляется привлеченными ими ме­неджерами, а следовательно, имеет большую свободу маневра и более широкий выбор антикризисных процедур по сравнению с кругом ме­роприятий, осуществляемых в процессе законо­дательного антикризисного регулирования.

Кризисную ситуацию можно охарактери­зовать как недостаточно эффективное управление активами и кредиторской задолженно­стью предприятия, что обусловливает отток денежных средств от собственников и в ко­нечном итоге приводит к не полному удовлетворению требований кредиторов. Существует следующая классификация этапов кри­зисной ситуации:

1) кризис для собственников предприя­тия;

2) кризис для кредиторов;

3) законодательное регулирование в инте­ресах кредиторов.

1 этап выражается в ухудшении финансово-экономического состо­яния предприятия, которое пока не сказывается на расчетах с кредиторами. В качестве его крите­рия выступает ущемление интересов собст­венников, т.е. реальные потери ресурсов, ин­вестированных в собственный капитал.

Если текущая стоимость альтернативных вложений превышает текущую рыночную сто­имость собственного капитала, можно гово­рить о реальных потерях для собственников и начале первой стадии кризисной ситуации.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Анализ условий кредитования
В 2001 году Томским Сбербанком было выдано 98650 тыс. руб. населению в виде ссуд, из которых было просрочено 290 тыс. руб., что составило 0,3 % от выданной суммы. К сожалению, отсутствуют детальные данные о числе и размере просроченных сс ...

Вопросы безопасности электронных платежей
Для определения общих проблем защиты систем ОЭД рассмотрим в прохождение документа при ОЭД. Можно выделить три основных этапа: - подготовка документа к отправке; - передача документа по каналу связи; - прием документа и его обратное пр ...

Центральные банки зарубежных стран
Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская система Англи ...