Факторинговые операции, их сущность

Банковское дело » Банковское дело » Факторинговые операции, их сущность

Страница 1

ФАКТОРИНГ

(англ. Fасtоring от Fасtor, агент, посредник) - разновидность торгово-комиссионных операций, сочетающихся с кредитованием оборотного капитала клиентов. Факторинговые операции в любой форме связаны с неоплаченными расчетными документами, возникающими между производителями и потребителями в процессе реализации товаров и услуг, т.е. инкассированием дебиторской задолженности клиента.

В основе факторинговой операции лежит покупка банком счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты 75 – 80 % суммы счета и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя продукции (дебитора). Оставшиеся 20 – 25% поставщик получает за вычетом процентов за кредит и комиссионные услуги после получения платежа от покупателя продукции. Факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика.

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

3) инкассирование его задолженности;

4) страхование поставщика от кредитного риска.

Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Оно способствует своевременной инкассации долгов и минимизации потерь от просрочки платежа; предотвращает появление сомнительных долгов; обеспечивает помощь предприятиям в управлении кредитом; создает лучшие условия для успешной производственной деятельности, что позволяет предприятиям увеличивать оборот и прибыльность. Факторинговая компания, становясь собственником неоплаченных счетов-фактур, принимает на себя риск их неоплаты.

Применение факторинга ускоряет получение платежей; снижает расходы по ведению бухгалтерского учета, обеспечивает своевременное поступление платежей поставщикам при временных финансовых затруднениях у покупателя. Система факторинговых операций включает предоставление клиенту разнообразных услуг и, в частности, бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, юридическое и другое обслуживание.

Однако не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

- предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

- предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

- строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

- предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;

- предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия.

Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.

Существует 2 вида факторинговых операций.:

- конвенционный (открытый) факторинг

, при котором поставщик уведомляет покупателя о продаже выписанных на его имя счетов-фактур факторской фирме (универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерское, информацион-ное, рекламное, сбытовое, транспортное, кредитное и юридическое обслуживание; за клиентом сохраняются практически только производственные функции);

Страницы: 1 2

Больше по теме: