Бумажные деньги: первые шаги

Итоге, золото и серебро стали основой денежного обращения.

Однако в Европе XVIII-XIX вв. золотые и серебряные монеты участвовали в обороте, платежах и прочих операциях наряду с бумажными деньгами. Изобретение, бумажных денег приписывают; конечно, с большой долей условности, древним китайским купцам. Первоначально в виде дополнительных средств обмена выступали расписки о принятии товара на хранение, об уплате налогов, выдаче кредита. Их обращение растеряло торговые возможности, но вместе с тем, нередко затрудняло размен этих бумажных дубликатов на металлические монеты.

В Европе появление бумажных денег связывают обычно с опытом в этой области Франции 1716-1720 гг. эмиссия бумажных денег, проведенная банком Джона Ло, окончилась неудачей.

В России эмиссия бумажных денег- ассигнаций впервые началась в 1769 году. Предполагалось, что их можно будет при желании обменять на серебро или золото. Но однако уже к концу века излишек ассигнаций заставил приостановить размен, курс ассигнационного рубля, естественно, начал падать, а товарные цены расти.

Итак, деньги возникли стихийно из обмена, а не по соглашению сторон. В роли денег выступали разные товары, по более пригодными оказались драгоценные металлы- серебро и золото.

Деньги по своему происхождению- это товар. Выделившись, из общей товарной массы, они сохраняют товарную природу и имеют, те же два свойства, что и любой другой товар: обладают потребительной стоимостью, например, золото в форме денег может использоваться для украшения и удовлетворять эстетическую потребность человека, и стоимостью, поскольку на производство товара- денег (золото) затрачено определённое количество общественного труда.

В то же время деньги в отличие от обычных товаров являются особым товаром:

- потребительная стоимость товара, выполняющего роль всеобщего эквивалента, как бы удваивается (кроме конкретной потребительской стоимости, они имеют всеобщую потребительскую стоимость, поскольку с их помощью человек может удовлетворить любую потребность).

- стоимость денег имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке. Товар-деньги всегда можно обменять на любой другой товар, необходимый владельцу, в то время как стоимость обычного товара скрыта и обнаруживается в процессе обмена, когда товар продается на рынке.

Деньги – историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое уплотняется с изменением условий производства. В далёком прошлом всеобщем эквивалентом выступали меха, скот, украшения. Позже, когда обмен принял систематический характер, в роли денег стали использоваться металлы, в начале медь, затем серебро и, наконец, золото.

Деньги разрешили противоречие товарного производства: между потребительной стоимостью и стоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на две части: 1 товар – деньги и все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их стоимость – на стороне денег.

Таким образом, особенностью денег выражается в следующем:

- деньги - это стихийно выделившийся товар;

- деньги – это привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;

- деньги – разрешили противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью, свойственные всем товарам, в том числе и деньгам.

Больше по теме:

Основы анализа фондового рынка
Информационное обеспечение рынка ценных бумаг. Виды рисков на рынке ценных бумаг. Основные этапы и уровни фундаментального анализа. Фундаментальный анализ эмитента. Анализ динамики фондового рынка. Технический анализ рыночной конъюнктуры. ...

Обязательные резервы как инструмент ДКП
Важное значение для осуществления Банком России денежно-кредитной политики имеет предоставленное ему право определять размер обязательных резервов в процентном отношении к обяза­тельствам кредитной организации, а также порядок их депониро ...

Франшиза, ее виды и особенность применения
В договор страхования могут вноситься различные оговорки и условия, которые носят название клаузула (лат. Clausula – исключение). Одной из таких оговорок является франшиза, которая устанавливается для определения оптимального размера стр ...