Основные направления банковского консалтинга

Банковское дело » Реструктуризация банковской системы » Основные направления банковского консалтинга

1. Базовый консалтинг

– информационное обследование кредитной организации с целью подготовки рекомендаций по оптимизации ее структуры и технологии работы. В рамках базового консалтинга проводится полное обследование банка с целью анализа технологических процессов, выработке рекомендаций по улучшению ситуации в банке, по изменению структуры затрат, оптимизации организационной структуры банка, развитию новых направлений деятельности, повышению эффективности технологии управления и т.д. На этом этапе создается бизнес-модель банка as is (как есть). Такая модель может служить обоснованием необходимости структурной перестройки банка в целом или его отдельных подразделений.

2. Организационно-технологический консалтинг – проведение анализа необходимой структурной перестройки банка, что позволяет оценить реальные взаимосвязи между сотрудниками подразделений и, при необходимости, оценить профессиональную деятельность каждого сотрудника банка. В рамках проведения этого вида консалтинга можно сформировать внутреннюю нормативную документацию банка: положения о подразделениях, о взаимодействии ее подразделений, должностные инструкции и другие. Опыт показывает, что в большинстве банков такие документы отсутствуют, но их наличия требует ЦБ РФ.

3. Информационно-технологический консалтинг – консультирование в области оптимизации информационных технологий. Главная цель информационно-технологического консалтинга - оптимизация действующей информационной системы банка, оценка необходимости ее модернизации или полной замены.

Отсутствие оперативной и достоверной информации у руководителя может привести к негативным, возможно, непоправимым последствиям. Только четкая организация потоков информации и возможность быстро отфильтровывать из них данные, нужные именно сегодня, позволяют руководству банка принимать решения в нестабильной кризисной обстановке.

4. Нормативно-бухгалтерский консалтинг – представляет наибольший интерес для небольших региональных банков. В рамках данного вида консалтинга разрабатываются наиболее эффективные схемы бухгалтерского учета и налогообложения.

В последнее время ужесточились требования к качеству управления кредитными организациями. Оно характеризуется, в частности, наличием добротной «Учетной политики банка», должностных инструкций, положений о подразделениях банка.

«Учетная политика» – это один из самых серьезных банковских документов, который охватывает все нюансы деятельности кредитной организации. Аудитор может не подписать аудиторское заключение, если в результате проверки будут обнаружены документы или проводки, не нашедшие отражения в «Учетной политике банка».

Разработка «Учетной политики банка» - еще один повод пристальнее присмотреться к деталям организации денежных потоков внутри банка, выявить и устранить узкие места.

5. Маркетинговый консалтинг – формирование новых услуг, анализ рынка потенциальных клиентов, привлечение новых клиентов.

6. Финансовый консалтинг – это консалтинг в области финансово-экономического анализа, финансового управления банком. Проводится анализ финансовых коэффициентов, анализ его финансового состояния, анализ управления ликвидностью, разработка антикризисных программ.

7. Структурная перестройка и реинжиниринг – практическая реализация программы антикризисного управления. Разработанные на предыдущих этапах консалтинговых процедур меры антикризисной программы выполняются на данном этапе. В рамках этого вида консалтинга возможен целый спектр мероприятий, начиная от структурной перестройки и изменения взаимосвязей между подразделениями до выработки системы материального стимулирования, системы формирования бюджетов подразделений.

Реинжиниринг, полная перестройка банка – весьма трудоемкий процесс. Его продолжительность даже для среднего банка составляет не менее года. Реинжиниринг в чистой форме на данном этапе нельзя назвать широко распространенной процедурой, но потребность в структурной перестройке, в мерах, способных удержать банки от «падения в пропасть», очень велика.

Больше по теме:

Нормативные требования к размеру собственных средств банка
Российская практика кредитной системы ориентируется на международные стандарты формирования капитала, но коммерческие банки лишены права выбора методики достаточности капитала. Инструкцией ЦБ №110-И “Об обязательных нормативах банков” от ...

Управление ссудными операциями с населением
Для кредитования населения характерны невысокие размеры ссуд, что порождает большой объем работы по их оформлению. При обработке заявки на кредит частным лицам, уделяется внимание субъективным характеристикам заемщика, т.е. оценка его мо ...

Уставный капитал кредитной организации
Коммерческие банки представляют собой предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли исключительно в денежно-финансовой сфере, выполняя посредническую роль в перемещении денежного и ссудного капитал ...