Магазины и другие точки обслуживания

Банковское дело » Пластиковые карты в России » Магазины и другие точки обслуживания

Юридические отношения между банками-эквайерами и предприятиями розничной коммерческой сети строятся на основе договора. Каждая платежная система разрабатывает свои требования к такому договору. Но практика работы по эквайрингу выделила некоторые общие принципы и положения, которые обязательно должны быть учтены в договоре. Суть договора заключается в том, что банк или другой уполномоченный член платежной системы предоставляет право предприятию принимать к оплате карточки данной платежной системы с соблюдением определенных требований. В свою очередь он обязуется в установленные сроки возмещать предприятию суммы проведенных операций по карточкам данной системы, удерживая себе оговариваемую плату в виде процента от возмещаемых сумм. Все эти позиции и должны быть подробно отражены в договоре.

Договор между банком и предприятием обычно предусматривает:

* виды карточек (платёжных систем);

* перечень магазинов (точек обслуживания) данной торгово-сервисной фирмы, в которых должны приниматься карточки;

* обязательство предприятия на видном месте размещать торговый знак платежной системы, информирующий клиентов о возможности оплаты товаров и услуг карточкой;

* обязательство предприятия не устанавливать цену на товар выше, если он оплачивается карточкой, а не наличными;

* способ авторизации (с указанием основного и резервных телефонов в случае голосовой авторизации);

* авторизационный лимит, то есть минимальную сумму операции, выше которой авторизация является обязательной;

* порядок и регулярность получения стоп-листов;

* условия, на которых предприятие использует оборудование, необходимое для приема карточек и оформления операций;

* порядок и сроки доставки слипов в банк;

* сроки возмещения сумм операций предприятию;

* размер комиссии, получаемой банком, и порядок ее удержания;

* порядок возврата сумм по операциям, опротестованным системой;

* порядок изъятия карточек, способ их доставки в банк и размер вознаграждения кассиру, изъявшему разыскиваемую карточку;

* подробный порядок действий кассиров по идентификации карточек, работе со стоп-листом, авторизации, оформлению слипов, работе с оборудованием, изъятию карточек и т.п. (эти процедуры обычно выносятся в отдельную инструкцию для кассира/продавца).

Работа с предприятиями по приему карточек к оплате является сложным делом, с точки зрения организации. Сложность заключается главным образом в том, что кассиры магазинов и других коммерческих предприятий не только не подчиняются банку, но и, как правило, не имеют соответствующей подготовки для работы с банковскими карточками.

Эту проблему пытаются решить несколькими способами.Необходимо подготовить простую и доходчивую инструкцию для кассиров. Необходимо провести основательное обучение кассиров. Но, как правило, одного обучения бывает недостаточно: кассиры меняются, что-то могут забыть, время от времени желательно проводить переподготовку.

Третьим направлением работы с предприятиями является регулярная рассылка по предприятиям писем с важной новой информацией, касающейся приема карточек.

Еще одной формой работы, которая рекомендуется некоторыми платежными системами, является регулярное инспектирование торговых точек с целью выявления недостатков в обслуживании или нарушении инструкций. К сожалению, инспектированиюу нас в стране пока не уделяется должного внимания, хотя оно,по признанию многих экспертов, является очень эффективным средством не только повышения дисциплины кассиров, но иопределения тех точек обслуживания, где потенциально высок риск мошенничества.

Больше по теме: