Риск и неопределенность в деятельности банковского менеджера

Банковское дело » Риск и неопределенность в деятельности банковского менеджера

Страница 2

По характеру учета банковские риски делятся на риски по балансовым и за балансовым операциям. Часто кредитный риск, возникающий по балансовым операциям, переносится и на внебалансовые операции, например при банкротстве фирмы.

По возможностям и методам регулирования риски подразделяются на открытые и закрытые. Открытые риски не подлежат регулированию. Методом регулирования закрытых рисков могут быть перераспределение кредитов в мелких суммах, предоставленных значительному числу клиентов при том же объеме операций банка, предоставление крупных кредитов на основе совместного участия ряда банков, введение депозитных сертификатов, увеличение переучетных операций, страхование депозитов и кредитов.

Риск несбалансированной ликвидности (то есть способности банка своевременно выполнять свои обязательства) возникает, например, у коммерческих банков в связи с некритическим подходом к выбору клиентов, преимущественным кредитованием организаций, имеющих неустойчивые финансы. Подобный риск может возникнуть и при распределении нескольких счетов одного и того же клиента в нескольких банках. Это может приводить к искажению отчетности предприятия, кредитованию одного и того же объекта по несколько раз, не целевому использованию кредита, неправильной оценке финансового положения клиента и его коммерческих рисков. Нейтрализовать риск несбалансированной ликвидности можно при наличии необходимых сведений о финансовом состоянии клиента, осуществлении всех операций по ненадежным клиентам только за счет привлеченных для этих целей средств при обязательном страховании выданных кредитов и рисков клиентов, введении права бесспорного списания просроченных кредитов и процентов по ним, реализации залогового права банка, соблюдении коэффициента ликвидности, то есть соотношения различных статей актива баланса банка с определенными статьями пассива либо пассивов с активами.

Характерным является процентный риск, то есть риск резкого изменения процентных ставок, которое может инициироваться, например, политикой Центрального банка РФ. Так, в середине ноября 1994 года Центробанк повысил ставку рефинансирования со 170 до 180 процентов, а в январе 1995 года - до 200 процентов, повлияв тем самым на динамику изменения рыночных процентных ставок. В результате могло оказаться, что банк покупал деньги по цене большей, чем продал.

Во избежание таких потерь следовало бы страховать процентные риски, хотя это и удорожает кредит, либо осуществлять различные способы хеджирования, а именно процентные фьючерсы, опционы, форвардные соглашения и др.

При количественной оценке риска в условиях рынка необходимо различать размеры реальной стоимости, подвергающейся риску, и размеры ожидаемых прибыли и убытка. Если размер такой реальной стоимости известен в момент принятия решения, то размер ожидаемой прибыли или возможных потерь может быть определен только с известной степенью достоверности. Чем более совершенными являются применяемые методы исследования риска, тем в большей степени может быть уменьшен фактор неопределенности.

Банки функционируют в условиях нестабильности, рисков и неопределенности. Идет процесс их укрупнения, причем Внешторгбанк, Сбербанк, Токобанк, Инкомбанк и банк Империал в 1995 году включены в международный рейтинг тысячи ведущих финансовых институтов мира. Происходит диверсификация деятельности банков, открываются их представительства за рубежом, некоторые банки пытаются включиться в международный банковский бизнес.

Это требует новых подходов к анализу и организации структуры банков и банковскому менеджменту. Наиболее эффективным в этом случае оказывается системный подход, который не является набором каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления, специфический взгляд на организацию и управление. Само по себе понятие "система" - абстракция, но оно отражает системные качества, объективно присущие предметам и явлениям. Более точным является определение системы как некоторой целостности, состоящей из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Преимущества подхода к любой изучаемой области и к любой проблеме как к системе заключаются в том, что он дает возможность увидеть критические переменные и ограничения, а также их взаимодействие друг с другом. Системный подход в конкретной области заставляет постоянно помнить, что нельзя рассматривать ни один элемент, явление или проблему без учета последующих взаимодействий с прочими элементами.

Крупные составляющие сложных систем, таких, как, например, банковское учреждение, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Посредством разделения организации на отделы руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Подсистемы, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем. Как правило, в каждом банке есть рублевая и валютная дирекции, бухгалтерия, служба безопасности, отдел кадров, технический отдел, управление по работе с клиентами, управление ценных бумаг, отдел корреспондентских отношений, отдел финансового анализа, группа открытия счетов, группа операционного дня и др. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Особенности развития лизинговых операций в России
В настоящее время в России действует более двух десятков лизинговых компаний. Первыми были зарегистрированы компании "Росагроснаб" (лизинг отечественной сельскохозяйственной техники) и "Аэролизинг" (лизинг самолетов). ...

Регистрация выпуска ценных бумаг
Для регистрации выпуска своих ценных бумаг кредитная организация – эмитент представляет в регистрирующий орган следующие документы: > заявление на регистрацию, см. Приложение 1; > решение о выпуске ценных бумаг; > описание (об ...

Клиентская часть системы
Основное назначение клиентской части системы — обеспечить взаимодействие пользователя с системой, предполагающее организацию интерфейса пользователя(отображение и обработка событий) и связь с сервером данных (Manager SQL). Интерфейс пол ...