Содержание права клиента на банковскую тайну составляют правомочие требовать от банковских служащих сохранения тайны и правомочие предоставить соответствующую информацию (часть ее) другим лицам. В законодательстве установлены пределы сохранения банковской тайны.
Справки по счетам и вкладам граждан выдаются, кроме самих клиентов и их представителей, судам и следственным органам по делам, находящимся в их производстве, если на денежные средства и иные ценности клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев предоставляются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном банку завещательном распоряжении, государственным нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладе умерших вкладчиков. а также иностранным консульским учреждениям.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и иных организаций могут выдаваться самим организациям, их вышестоящим органам, судам, следственным органам, органам арбитражных судов, аудиторским организациям, а также финансовым органам на предмет налогообложения.
Центральный банк контролирует соблюдение законодательства о банках. Главное управление и управление (отделы) инспектирования коммерческих банков получают в ходе проверок от банков и их филиалов, а также клиентов этих банков и филиалов, учредителей, акционеров (участников) материалы, необходимые для проверок. Работники инспекционных подразделений вправе проверять в банке наличие денег и ценностей, денежные, бухгалтерские, учредительные и другие документы, договоры и иные обязательства, связанные с деятельностью банка, а также могут получать от сотрудников банка необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим при проверках, и документы. Следовательно, объем полномочий контролеров достаточно широк и включает изучение отношений банка и его клиентов.
Деятельность банков подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями, уполномоченными осуществлять такие проверки.
Аудиторские фирмы вправе проверять документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для проверки, информацию от третьих лиц. Таким образом, в сферу аудиторской проверки может попасть информация о клиентах банка и их операциях.
Министерство финансов РФ письмом "О порядке предоставления сведений в налоговые органы" (1994 г.) установило, что банки и кредитные учреждения по истечении отчетного года представляют в обязательном порядке информацию об открытии (закрытии) или изменении расчетных и других счетов юридических и иных организаций с указанием их полного наименования, почтового (юридического) адреса, номера и даты открытия (закрытия) или изменения счета. Кроме того, по письменному запросу руководителя (или его заместителя) налогового органа в течение года представляются сведения по операциям и счетам отдельных юридических лиц и иных организаций, в частности, о наличии и движении средств на счетах, о полученных кредитах и уплаченных процентах, иные сведения о финансово-хозяйственной деятельности клиентов.
Клиент, обладающий правом на банковскую тайну, может предоставить соответствующую информацию (часть ее) другим лицам. Такие конфиденциальные сведения могут быть переданы путем заключения специального договора или включения условия об их передаче в договоры поручительства, займа, управления чужим имуществом. Интересно, что в Законе о праве на финансовую тайну США (1978 г.) предусмотрено, что клиент может дать письменное разрешение банку на то, чтобы некоторые документы (помимо обязательных) предоставлялись каким-либо правительственным органам или другим лицам для каких-либо целей.
Положение о федеральной государственной службе РФ (1933 г.) обязывает государственных служащих представлять при поступлении на государственную службу сведения о своем имущественном положении и ежегодно - сведения о доходах и изменениях своего имущественного положения. Пока порядок выявления имущественного положения не установлен, но, видимо, для некоторых должностей государственных служащих будет предусмотрено раскрытие информации о своих банковских вкладах. В частности, в США сведения о финансовых доходах Президента не являются закрытыми. В 1992 г. было известно, что личные вклады Президента Буша оценивались в 74 тыс.дол., вклад в пенсионный фонд брокерской компании составил 43 тыс.дол., вклад на имя его жены - в 3 тыс.дол.
Больше по теме:
Формы кредита
Кредит выступает в двух главных формах: коммерческого и
банковского, которые различаются по составу участников, объек-
та ссуд, динамике, величине процента и сферы функционирования.
Коммерческим кредитом называют кредит, предоставляе ...
Характеристика
Головного расчетно-кассового центра, его основные функции
Головной расчетно-кассовый центр является структурным подразделением Банка России, действующим в составе территориального учреждения Банка России (ГУ ЦБ РФ по Томской области). Он создан решением Совета директоров Банка России.
Основной ...
Общие сведения об акциях коммерческого банка
Акция акционерного коммерческого банка – любая ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на долю в собственных средствах банка, на получение дохода от его деятельности и , как правило, на участии в управлении этим банком.
Согласно ...