Современное понимание сущности банков

Банковское дело » Функции и роль банков в экономике » Современное понимание сущности банков

Страница 1

Рассмотренные замечания о происхождении банка, бесспорно, имеют для анализа существенное значение, они как бы приближают к раскрытию сути банка, однако не все еще ясно, сущность банка пока остается загадкой.

В народном обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с тем данное или подобное ему толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве.

Деятельность банковских учреждений многообразна. В современном обществе банки занимаются различными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения консультируют, участвуют в обсуждении законодательных и народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.

Наиболее массовым представлением о современном банке является его определение как учреждения, как организации

. «Банковские учреждения и организации» - широко распространенный термин, его можно встретить как в научной, так и в учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати. Слово «организация» отсылает не к сущности явления, а к определенной совокупности людей.

Организа­ция (от франц. organization) - совокупность людей, групп, объ­единенных для достижения какой-либо цели, решения новой какой-либо задачи, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Что это за объединение, чем оно занимается в соответствии со свои­ми правилами - все это применительно к банку как учреждению, организации остается скрытым. Более того, банк как организация оказывается близко стоящим к понятиям «благотворительная ор­ганизация», «общественная организация». Хотя банк и выполняет общественную миссию, он, тем не менее, имеет слабое отношение к этим понятиям.

Часто банк характеризуется как орган экономического управле­ния.Подобное представление своими корнями опирается на тот период, когда банки из частных, кооперативных стали превра­щаться в государственный орган, когда существовала монополия государства на банковское дело; банк как бы сросся с государст­вом, стал частью государственного аппарата управления, контро­ля за деятельностью хозяйства. Функции надзора, задачи сигна­лизации о допущенных недостатках, бесхозяйственности на пред­приятиях при этом приобретали оттенок их главного назначения. Отсюда и другое толкование банка как элемента надстройки. Можно отметить, что в период преобладания централизованного управления, сращивания государственного аппарата с банковским аппаратом банк действительно напоминал такую надстройку. Кредитование осуществлялось на базе нормативного, директивного распределения ресурсов сверху, безналичные расчеты между предприятиями носили директивный характер, принцип «один банк для клиента» не давал основы для развития коммерческих отношений в банковской сфере. С переходом к рынку положение банка в экономике существенно видоизменилось и трактовка его сути как аппарата управления (или части государственного аппа­рата управления) сама собой отпала.

Нередко банк характеризуется как посредническая организация.

Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, времен­но оседающих у одних и требующих применения у других. Осо­бенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имею­щий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может на­ходиться в данном регионе. В современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов случайно. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в «кармане» банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных за­емщиков, предоставить выбор кредита на любые сроки, обеспече­ние, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика.

В каком же смысле банк становится посредником? Между кем посредником? Посредниками выступают самые разные организа­ции и лица. Торговля, например, - это, также посредник, ибо она находится между потребностями производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий) и потребителей (населе­ния, других предприятий), желающих приобрести продукт друго­го производителя. Торговля выступает своеобразным посредни­ком между продавцом и покупателем. Роль посредника в различ­ных сферах человеческой деятельности могут на себя брать самые различные службы (юридические, комиссионные, почтовые и прочие), но от этого они не становятся банками. Банк как по­средник имеет другую природу, связанную не с посреднической деятельностью как таковой, а с особым родом его деятельности.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Порядок лицензирования банковской деятельности вновь созданных кредитных организаций
Основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций является подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала, которое учредители кредитной организации должны произвести в тече ...

Роль банковских технологий
Огромную роль в кардинальной технологической перестройке финансовых учреждений всего играли информационные и банковские технологии. Но прежде чем говорить о перестройке, нужно сказать, что информационные технологии вообще играют огромн ...

Проведение расчетов с использованием платежных карт
Клиент, предъявив карточку в пункт обслуживания, получает товар или услугу в обмен на квитанцию, обычно называемую слипом. На слипе фиксируется номер карточки, код и координаты пункта обслуживания, сумма товара (услуги), дата операции, по ...