Провизии по сомнительным долгам
представляют собой суммы, зарегистрированные для возмещения долгов заемщиков, оказавшихся невозможными ко взысканию. К резервам, включаемым в раздел текущих, депозитных и прочих счетов, прежде всего относятся суммы, предназначенные для покрытия возможных, но не фактически возникших убытков по долгам заемщиков, которые потенциально могут превратиться в невозможные к востребованию (ко взысканию).
Резерв на покрытие убытков
по ссуде является целевым резервом банка и создается на случай невозврата заемщиком основного долга по кредиту и процентов по нему.
Его размер зависит от суммы задолженности клиента по каждой ссуде и отнесения ее к одной из пяти групп риска (соответственно 2 % от суммы прогнозируемых потерь, 5 %, 30 %, 75 % и 100 %).
Посреднические (комиссионные) операции
дают возможность банку получать доход в форме комиссионных, платы за обслуживание и т.п. без использования собственных или привлеченных ресурсов.
Основными типами посреднических операций являются:
- расчетно-кассовое обслуживание клиентов, т.е. ведение расчетных, текущих и других аналогичных счетов клиентов и осуществление по их поручению расчетов с другими клиентами;
- посреднические (брокерские) операции с ценными бумагами, иностранной валютой и т.д. по поручению и за счет клиентов;
- доверительные (трастовые) операции (управление активами клиентов по доверенности в течение определенного периода);
- эмиссионные и депозитарные услуги (участие в эмиссии и первичном размещении новых выпусков ценных бумаг клиентов и в организации их последующего обращения).
Выполнение операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов позволяет банку реализовать функцию института денежной системы, содействовать денежному обращению в стране.
Последняя группа операций банка - консультационные
и иные не операционные услуги (называемая также платными услугами) - фактически не является в прямом смысле банковскими операциями, т.к. она не включает какие-либо операции с денежными средствами (прием, выдача, перевод и т.д.) в любой их форме.
К таким услугам относятся, в частности:
- информационное обслуживание (консультации по экономическим, финансовым, правовым и другим вопросам);
- составление методических материалов и проектно-сметной документации по заказу клиентов;
- сдача в аренду помещений и оборудования (сейфов и т.п.).
Доход по этим услугам в форме платы за услуги является результатом предоставления материальных, трудовых (интеллектуальных) и информационных ресурсов банка в пользование клиентам.
С учетом высказанных соображений представляется возможным перейти к анализу тех основных разделов баланса коммерческого банка, которые в наиболее общем плане раскрывают сферы использования коммерческими банками собственных и привлеченных средств.
Больше по теме:
Критерии качества клиентской базы
Предлагаю разделение клиентов Банка на Физических лиц и Юридических лиц. При этом не стоит забывать, что за каждым юридическим лицом стоит физическое лицо, то есть, «живой» человек или «живые» люди.
Для того что бы определить факторы, вл ...
Роль специализированных банков в становлении экономики Японии и Кореи
Традиционно значительной является роль государства в поддержке национального, в том числе и банковского, бизнеса в Японии
. В отличие от западной модели, ориентированной на вмешательство государства в экономику в случае сбоев рыночного ме ...
Банковское регулирование
Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы - объект наиболее жесткого регулирования со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это связа ...