Традиционно значительной является роль государства в поддержке национального, в том числе и банковского, бизнеса в Японии
. В отличие от западной модели, ориентированной на вмешательство государства в экономику в случае сбоев рыночного механизма, японская модель носит превентивный характер.
Весьма поучительным является японский опыт восстановления экономики на основе схемы приоритетных производств, в соответствии с которой капитал через Государственную финансовую корпорацию восстановления концентрированно направлялся в базовые отрасли промышленности. В последующий период, при достижении стабильности экономического развития, для финансового обеспечения инвестиционного спроса были восстановлены банки долгосрочного кредитования, учреждены траст-банки и ряд дополняющих их функции государственных финансовых институтов: Японский банк развития, Экспортно-импортный банк Японии, которые предоставляли средства со счетов бюро доверительных фондов Министерства финансов. Использовались также определенные виды финансового регулирования: регулирование процента, сфер деятельности, разделение внутреннего и внешнего рынка (валютный контроль при операциях с капиталом и др.). Так, на основе установления низкой ставки процента производилось стимулирование инвестиционного спроса предприятий. Превышение ставки долгосрочного процента над краткосрочным способствовало снижению процентного риска и стабилизации деятельности финансовых институтов. Существенную роль в развитии японской экономики сыграла государственная поддержка деятельности "головных" специализированных банков, которые, на основе постоянной связи с предприятиями, осуществляли контроль их кредитоспособности и оказывали помощь в управлении.
Несомненный интерес представляют процессы государственного участия в становлении механизмов мобилизации инвестиционного капитала в новых индустриальных странах, в частности, в республике Корея
, где формирование банковской системы было подчинено потребностям обеспечения экономического роста.
С целью финансирования проектов экономического развития в промышленном и аграрном секторах экономики был учрежден Корейский банк развития, являющийся государственным специализированным кредитным институтом, на базе Федерации финансовых ассоциаций образован Сельскохозяйственный банк Кореи. Позже была сформирована целая система специализированных банков для оказания финансовой поддержки как стратегическим, так и менее важным отраслям, созданы Корейский банк долгосрочного кредитования, Экспортно-импортный банк Кореи, торговые и банковские корпорации, обеспечивающие предоставление нефинансовым предприятиям средне- и долгосрочных кредитов и мобилизацию иностранного капитала [5].
Таким образом, становление разветвленной и гибкой кредитно-банковской системы создало необходимые предпосылки для достижения высокого уровня инвестиций, восприятия индустриальных и технологических нововведений.
Эти примеры убедительно свидетельствуют о том, что решение стратегических задач национальной экономики путем активизации деятельности специализированных кредитных институтов очень эффективно, так как обеспечивает взаимодействие государства, банков и нефинансовых предприятий.
Больше по теме:
Держатель пластиковой карты
Держатель пластиковой карты – это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом [21, с. 77]. Не всегда пользователь является лицом, заключившим контракт (например, в случае корпоративных или семейных карт). ...
Банк-эмитент
Банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования. Выдача карточки клиенту предва ...
Организация процесса управления кредитным риском в
коммерческом банке
Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинаций на надёжность банка характеризуется рисками.
Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расхо ...