Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности.
Термин «факторинг» от английского - посредник, агент.
Факторинг
– это приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.
Факторинг является одним из наиболее перспективных видов банковских услуг. Факторинг - рискованный, но высоко прибыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.
Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом
в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
· наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
· ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;
· инкассирование его задолженности;
· страхование поставщика от кредитного риска.
Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги, называются фактор - фирмами. Они создаются крупнейшими банками (или сами банки выполняют функции фактор - фирм), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов.
Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация "Фэкторз чейн интернэшл", членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира.
В операции факторинга обычно участвуют три лица:
· фактор (банк) - покупатель требования;
· первоначальный кредитор (клиент);
· должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.
Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.
Факторинговому обслуживанию не подлежат:
· предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
· предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
· строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
· предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;
· предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершению определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
Больше по теме:
Преобразования в первой половине XIXв.
Вплоть до начала второй половины ХIХ в. денежная система Государства Российского представляла собой крайне примитивную и обособленную от низших слоев империи структуру, поглощавшую словно клоака огромные материальные ценности, которыми ра ...
Денежно – кредитная политика государства
Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному ...
Реклама как важная часть маркетинговой программы
Важная часть маркетинговой программы- реклама и продви-
жение банковских продуктов. В этом участвуют как главная
контора банка, так и его отделения.
Рекламная кампания, проводимая главной конторой банка,
направлена на сождание и ...