Страница 2

По вопросу управления банковской ликвидностью существует множество теорий и рекомендаций. В США в настоящее время различают четыре особые теории: коммерческих ссуд, перемещения, ожидаемого дохода и управления пассивами.

Теория коммерческих ссуд была ведущей в США с колониальных времен до конца тридцатых годов нынешнего столетия. Согласно этой теории банковские ссуды должны точно соответствовать по сроку банковским депозитам, что дает банку возможность оплачивать снятие депозитов из средств по ссудам с наступившим сроком погашения. Однако эта теория не учитывала кредит­ах потребностей развивающейся экономики и относительную стабильность банковских вкладов.

Теория перемещения утверждает, что ликвидные активы, в первую очередь государственныеe ценные бумаги, могут быть использованы для покрытия снимаемых депозитов. В результате растет рынок государственных ценных бумаг, продлеваются сроки погашения ссуд, расширяется банковский портфель.

Коэффициенты ликвидности и платежеспособности играют важную роль в определении финансовой устойчивости коммерче­ского банка, его возможности чутко реагировать на все происхо­дящие перемены в области экономики и законодательства для того, чтобы снизить свои потери и увеличить прибыль. Поэтому повсе­дневная работа коммерческого банка по управлению его ликвид­ностью направлена на самосохранение банка, условием которого является бесперебойное выполнение обязательств перед клиента­ми. С организационной точки зрения эта работа предполагает соблюдение соотношений отдельных групп и статей пассивов и активов баланса, зафиксированных в определенных показателях.

Способность банка или любой фирмы финансовых услуг обеспечить лик­видность требует наличия высоколиквидных и легко перемещаемых финансо­вых активов. Ликвидность и перемещаемость — это две ключевых составляю­щих в такого рода сделках. Требование ликвидности означает, что финансо­вые активы должны быть доступны для владельцев в кратчайшее время (в течение дня или того менее) но номиналу. Требование перемещаемости означает, что права на владение финансовыми активами должны быть пере­даваемыми по номиналу другому экономическому субъекту, причем в форме, приемлемой для него. Первичными инструментами ликвидности и перемещения являются депозиты, по которым могут выписываться чеки, и средства системы электронных расчетов (для крупных сделок).

Ликвидность банкам необходима для того, чтобы удовлетворять спрос на ликвидность со стороны своих клиентов. Клиенты банка могут удовлетворять потребности, и ликвидности, изымая средства, имеющиеся на их депозитах в банке, либо заимствуя у банка. Например, из-за выше упомянутого острого кризиса на фондовой бирже фирмам, работающим с ценными бумагами, не хватало средств на собствен­ных депозитах и, следовательно, они вынуждены были брать взаймы.

Согласно теории ожидаемого дохода бан­ковскую ликвидность можно планировать, если в основу графика платежей в погашение кре­дитов положить будущие доходы заемщика. Это приводит к росту долгосрочных ссуд с воз­можностью погашения в рассрочку. Теория способствовала и тому, что многие банки по­ложили в основу формирования портфеля ин­вестиций эффект ступенчатости: ценные бума­ги так подбираются по срокам погашения, что­бы поступления были регулярными и предска­зуемыми

Защитники теории управления пассивами утверждают, что банки могут решать проблему ликвидности путем привлечения ресурсов на рынке МБК. Ее возникновение связано с восстановле­нием рынка федеральных резервов в пятидеся­тые годы с последующим развитием передавае­мых срочных депозитных сертификатов как глав­ного инструмента денежного рынка.

На практике американские банки исполь­зуют все вышеназванные теории. Главным на­правлением является поддержание высокого качества активов и прочной базы капитала, что снижает потребности в ликвидности и улучшает доступ банка к дешевым ресурсам.

В отношении белорусских и российских коммерческих банков практикуются следующие способы управления ликвидностью: традицион­ный — поддержание достаточности уровня на­личных денежных средств и котирующихся цен­ных бумаг, мгновенно готовых к выплате по пер­вому требованию; создание соответствующей структуры пассивов банка, снижающей зависи­мость от неустойчивых источников (снижение доли вкладов до востребования, МБК, крупных депозитов); планирование и контроль забалан­совых требований и обязательств. Операции это­го рода, включающие обязательства по под­держанию определенных активов и пассивов к будущей дате (кредитные линии, аккредитивы, гарантии, соглашения об овердрафте), понача­лу не требуют вовлечения ресурсов, но со вре­менем могут повлечь для банка серьезные кре­дитные или ресурсные риски; создание резерв­ных источников финансирования (оперативное привлечение МБК); руководство банка должно включить в свою политику по управлению лик­видностью план кризисного обеспечения ресур­сами в случае экстренного давления на ликвид­ность. Кризисный план должен анализировать стабильность и объем имеющихся ресурсов, ры­ночную стоимость банковских активов, забалан­совый риск, а также доступность ресурсов, при­званных заменить в балансе менее надежные пассивы. План должен детализировать особые обязанности ключевых служащих банка при кри­зисе ликвидности; формирование внутрибанковских инструментов перераспределения и хед­жирования рисков. Срочные сделки, производ­ные инструменты позволяют снизить риск лик­видности и доходности вследствие изменения процентных ставок, валютных курсов и стоимос­ти ценных бумаг.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Новые формы кредита и направления стабилизации российской кредитной системы
1998 год стал наиболее драматичным для российской кредитной системы. Кризис 17 августа отбросил экономику страны на несколько лет назад, еще более разорил основную массу населения и значительную часть предприятий, ухудшил инвестиционный к ...

Критерии качества клиентской базы
Предлагаю разделение клиентов Банка на Физических лиц и Юридических лиц. При этом не стоит забывать, что за каждым юридическим лицом стоит физическое лицо, то есть, «живой» человек или «живые» люди. Для того что бы определить факторы, вл ...

Авторизация
Авторизация - разрешение, которое должен получить сотрудник пункта обслуживания при проведении операции с использованием платежной карты. Проводитсяавторизация в случаях: когда сумма покупки товара по банковской кредитной карте превышае ...