Банковская система включает эмиссионные и неэмиссионные банки. Неэмиссионные банки в свою очередь подразделяются на коммерческие и специализированные. К специализированным банкам относятся инновационные, инвестиционные, ссудосберегатедьные, биржевые ипотечные и т.д. Неэмиссионные банки могут создавать консорциумы, ассоциации и иные объединения, куда могут входить и учреждения парабанковской системы.
В кредитной системе любого государства банковская система является ключевым звеном, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций.
Структурное построение банковской системы имеет особенности в каждой стране.
Существует два основных типа построения банковской системы государства: одноуровневая и двухуровневая.
В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры и между банками преобладают горизонтальные связи. Такой тип построения банковской системы был характерен для СССР. В условиях монополизма в банковском деле мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводились к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого ссудного фонда страны система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. При этом происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк страны остается банком в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов: коммерческих и специализированных банков и правительства. (85, с. 5)
Переход на экономические методы управления и хозяйствования в середине - конце восьмидесятых годов, ориентация на формирование рыночных структур выявили уязвимые места и недостатки одноуровневой банковской системы в новых условиях.
Государственное регулирование денежно-кредитной c4iepbi может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях:
1. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится прежде всего за счет учетной, или дисконтной, политики, а также установления норм обязательных банковских резервов.
2. Управление государственным долгом путем государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:
- покупает или продает государственные обязательства;
- изменяет цену облигаций;
- варьирует условия их продажи;
- различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.
3. Регулирование объемов кредитных операций и денежной эмиссии, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность.
Национальный банк Республики Беларусь совместно с правительством ежегодно разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.
Приоритетными направлениями денежно-кредитного регулирования в 1999 г. являлись: обеспечение обоснованного наращивания денежного предложения, адекватного динамике и структуре показателей развития реального и бюджетного секторов экономики; стимулирование долгосрочного инвестиционного кредитования, поддержание процентных ставок денежного рынка на реальном положительном уровне со снижением
их поминальной величины по мере снижения темпов роста цен; стабилизация валютного рынка и обеспечение устойчивости национальной валюты; качественное, надежное обеспечение расчетно-платежного процесса.
Для удовлетворения экономического оборота расчетно-платежными средствами, исходя из намеченных на 1999 г. объема роста реального ВВП на 3-4 %, ограничения уровня инфляции до 4-5% в среднем за месяц и дефицита государственного бюджета, прирост рублевой денежной массы планировался в размере не более 4,5-5 % в среднем за месяц, а увеличение чистых внутренних рублевых кредитов Национального банка — не более 35,037 трлн. р. за год. (26, с. 94)
Больше по теме:
История возникновения и мировой опыт
Первые лизинговые сделки по словам историков заключались еще до нашей эры в древнем государстве “Шумер”. Бурное развитие лизинга началось на Западе в 80-х годах прошлого века. Тогда американская компания "Белл" стала сдавать в а ...
Платежные системы
Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из ос ...
Текущее состояние банковской системы России
В настоящее время идет сложный процесс постепенной адаптации банков к новым условиям деятельности и говорить о преодолении банковского кризиса преждевременно. Кризис проявляется в нерешенности проблем с рекапитализацией банков, в наибольш ...