Теория перемещения основана на утверждении, что банк может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать кредиторам или инвесторам за наличные. Если кредиты не погашаются в срок, то переданные в обеспечение ссуды товарно-материальные ценности могут быть проданы на рынке за наличные, а в случае нужды в средствах можно обратиться к рефинансированию Центрального банка. В данном случае условием покрытия потребностей отдельного коммерческого банка в ликвидных ресурсах является постоянное наличие активов, которые можно продать. Соответственно, банковская система будет ликвидной, если Центральный банк будет свободно покупать предлагаемые к переучету активы. При этом легко реализуемые рыночные ценные бумаги долгое время рассматривались в качестве прекрасного источника ликвидных резервов, поскольку такие ценные бумаги можно превратить в наличные деньги. Поэтому на них часто ссылаются как на резервы второй очереди. Чтобы обеспечить конвертируемость без задержек и потерь, вторичные резервы должны отвечать трем требованиям: короткий срок погашения, высокое качество и реализуемость. Они должны быть защищены от кредитного риска и риска изменения рыночных процентных ставок, а также продаваться на рынке с краткосрочным уведомлением.
В отношении срока погашения к активам, используемым как резерв ликвидности, не предъявляется определенных требований, но общим правилом является: чем короче срок, тем лучше.
Инструменты поддержания ликвидности банковской системы (далее – инструменты) группируются в следующие уровни:
первый уровень – постоянно доступные инструменты;
второй уровень – инструменты, доступные с согласия или по инициативе Национального банка;
третий уровень – инструменты дополнительной поддержки,
доступные с согласия или по инициативе Национального банка.
К инструментам первого уровня относятся:
усреднение фонда обязательных резервов (далее – ФОР) от рублевых ресурсов;
однодневный расчетный кредит (кредит "овернайт");
гарантированный выкуп Национальным банком государственных ценных бумаг у банков – первичных инвесторов на условиях РЕПО.
Указанные инструменты являются постоянно доступными механизмами ресурсной поддержки и могут быть использованы по первому требованию банка в течение одного рабочего дня в пределах установленных для банка индивидуальных лимитов. Данные инструменты позволяют гибко обеспечить первичную потребность рынка в необходимой сверхсрочной ликвидности в автономном режиме. Их задачей является создание запаса времени на принятие Национальным банком концептуальных решений по тактическим вопросам поддержания ликвидности банков.
На первом уровне задача ограничения эмиссионных последствий от операций поддержания ликвидности решается двумя способами. Во-первых, принцип усреднения, положенный в основу формирования ФОР от рублевых ресурсов, предполагает, что изъятие части средств фонда должно быть полностью компенсировано предварительным либо последующим накоплением эквивалентного запаса средств на счете обязательных резервов в рамках одного месяца, что практически не имеет эмиссионных последствий. Во-вторых, в отличие от бесплатного заимствования из ФОР использование кредита "овернайт" и гарантированного выкупа государственных ценных бумаг имеет своей целью поднять стоимость ресурсов на денежном рынке и, таким образом, также служит фактором, сдерживающим кредитную экспансию банков. (91, с. 15)
К инструментам второго уровня относятся:
ломбардный кредит по фиксированной ставке;
ломбардный аукцион;
покупка у банков государственных ценных бумаг на условиях РЕПО;
покупка у банков государственных ценных бумаг, погашающихся в течение следующих 30 дней, на условиях "до погашения";
покупка у банков иностранной валюты на условиях СВОП;
операции по встречному размещению депозитов;
переучет векселей.
Особенностью инструментов второго уровня является необходимость согласования объемов рефинансирования с Национальным банком. Это представляется необходимым элементом при реализации жесткой денежно-кредитной политики, предусматривающей контроль за монетарными агрегатами.
Для инструментов второго уровня устанавливается общий лимит задолженности, лимиты по отдельным видам операций и индивидуальные лимиты по банкам не устанавливаются.
Больше по теме:
Контроль ГРКЦ за
налично-денежным оборотом
Головной расчетно-кассовый центр ГУ ЦБ РФ по Томской области осуществляет обслуживание более 400 организации (данные на 01.01.2000г.), из них 380 организациям установлен лимит остатка наличных денег в кассе.
Для установления лимита остат ...
Предмет и задачи системного
анализа
Системные исследования - это совокупность научных и технических проблем, которые при всей их специфике и разнообразии сходны в понимании исследуемых объектов как системы. Цель системного исследования - получение новой меры для объекта, с ...
Функции банка
К важным вопросам теории банка относится и вопрос о его функциях. Как и в вопросе о сущности здесь немало заблуждений, спорного и неясного. Функции и операции банка практически отождествляются, так как функция как понятие употребляется ...