Теории управления банковской ликвидностью

Банковское дело » Ликвидность и платежеспособность » Теории управления банковской ликвидностью

Страница 4

Теория перемещения основана на утверждении, что банк может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать кредиторам или инвесторам за наличные. Если кредиты не пога­шаются в срок, то переданные в обеспечение ссуды товарно-мате­риальные ценности могут быть проданы на рынке за наличные, а в случае нужды в средствах можно обратиться к рефинансированию Центрального банка. В данном случае условием покрытия потреб­ностей отдельного коммерческого банка в ликвидных ресурсах является постоянное наличие активов, которые можно продать. Соответственно, банковская система будет ликвидной, если Цент­ральный банк будет свободно покупать предлагаемые к переучету активы. При этом легко реализуемые рыночные ценные бумаги долгое время рассматривались в качестве прекрасного источника ликвидных резервов, поскольку такие ценные бумаги можно превратить в наличные деньги. Поэтому на них часто ссылаются как на резервы второй очереди. Чтобы обеспечить конвертируе­мость без задержек и потерь, вторичные резервы должны отвечать трем требованиям: короткий срок погашения, высокое качество и реализуемость. Они должны быть защищены от кредитного риска и риска изменения рыночных процентных ставок, а также прода­ваться на рынке с краткосрочным уведомлением.

В отношении срока погашения к активам, используемым как резерв ликвидности, не предъявляется определенных требований, но общим правилом является: чем короче срок, тем лучше.

Инструменты поддержания ликвидности банковской си­стемы (далее – инструменты) группируются в следующие уров­ни:

первый уровень – постоянно доступные инструменты;

второй уровень – инструменты, доступные с согласия или по инициативе Национального банка;

третий уровень – инструменты дополнительной поддержки,

доступные с согласия или по инициативе Национального банка.

К инструментам первого уровня относятся:

усреднение фонда обязательных резервов (далее – ФОР) от рублевых ресурсов;

однодневный расчетный кредит (кредит "овернайт");

гарантированный выкуп Национальным банком государственных ценных бумаг у банков – первичных инвесторов на ус­ловиях РЕПО.

Указанные инструменты являются постоянно доступ­ными механизмами ресурсной поддержки и могут быть исполь­зованы по первому требованию банка в течение одного рабоче­го дня в пределах установленных для банка индивидуальных лимитов. Данные инструменты позволяют гибко обеспечить первичную потребность рынка в необходимой сверхсрочной ликвидности в автономном режиме. Их задачей является созда­ние запаса времени на принятие Национальным банком концеп­туальных решений по тактическим вопросам поддержания лик­видности банков.

На первом уровне задача ограничения эмиссионных последствий от операций поддержания ликвидности решается двумя способами. Во-первых, принцип усреднения, положенный в основу формирования ФОР от рублевых ресурсов, предпола­гает, что изъятие части средств фонда должно быть полностью компенсировано предварительным либо последующим накоп­лением эквивалентного запаса средств на счете обязательных резервов в рамках одного месяца, что практически не имеет эмиссионных последствий. Во-вторых, в отличие от бесплатно­го заимствования из ФОР использование кредита "овернайт" и гарантированного выкупа государственных ценных бумаг имеет своей целью поднять стоимость ресурсов на денежном рынке и, таким образом, также служит фактором, сдерживающим кредитную экспансию банков. (91, с. 15)

К инструментам второго уровня относятся:

ломбардный кредит по фиксированной ставке;

ломбардный аукцион;

покупка у банков государственных ценных бумаг на условиях РЕПО;

покупка у банков государственных ценных бумаг, погашающихся в течение следующих 30 дней, на условиях "до погаше­ния";

покупка у банков иностранной валюты на условиях СВОП;

операции по встречному размещению депозитов;

переучет векселей.

Особенностью инструментов второго уровня является необходимость согласования объемов рефинансирования с На­циональным банком. Это представляется необходимым элемен­том при реализации жесткой денежно-кредитной политики, предусматривающей контроль за монетарными агрегатами.

Для инструментов второго уровня устанавливается общий лимит задолженности, лимиты по отдельным видам опе­раций и индивидуальные лимиты по банкам не устанавливают­ся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме: