Мировая банковская индустрия вошла в период перемен. Появление новых информационных технологий начинает оказывать влияние на выработку стратегической политики банка.
Нынешние изменения в банковской сфере связаны с влиянием ряда факторов, в числе которых международная тенденция глобализации рынка банковских услуг, изменение законодательства, а также развитие информационных технологий. Все это заставляет банки изменять способы обслуживания клиента.
Для того, чтобы остаться конкурентоспособными в XXI веке банки должны оценивать внешние факторы и адекватно реагировать на них. К тому же на деятельность банков влияют и внутренние факторы, такие как изменение запросов клиентов, необходимость уменьшения времени обслуживания, расширение использования высоких технологий.
Все это вынуждает банки искать свое место на рынке и разрабатывать свою стратегию действий с учетом новых реальностей. В жестких условиях современного рынка банки должны дать четкий ответ на следующие вопросы:
1. Что оказывает давление на мой бизнес?
2. Что оказывает давление на бизнес моих клиентов?
3. Как я буду конкурировать на рынке?
4. Как я могу увеличить количество моих клиентов?
5. Смогу ли я увеличить поступления с помощью расширенного набора услуг?
6. На каких рынках мне следует быть?
7. Где и как возникают наибольшие затраты и как я могу их уменьшить?
8. Как я могу увеличить количество моих акционеров?
К основным внешним факторам, влияющих на банковскую индустрию в Европе, специалисты фирмы DEC [1, с.42] относят следующие:
* Общий рынок. Европейское Сообщество приняло решение о создании Общего европейского рынка товаров и услуг. Также как и некоторые положения Программы Общего рынка, некоторые директивы, вытекающие из этого решения окажут воздействие на деятельность банков.
* Вторая банковская директива. Наиболее значительным актом, оказывающим воздействие на деятельность банков, является Вторая координационная банковская директива [Second Coordination Directive (Banking)], принятая к исполнению всеми членами Сообщества с 1 января 1993 г. Основным содержанием этой директивы являются принципы внутригосударственного управления и всеобщего одобрения членами Сообщества стандартов контроля и регулирования деятельности банков. Это позволяет банкам Сообщества, имеющим лицензии на деятельность в своей стране, выполнять операции в рамках всего Сообщества без получения дополнительных лицензий.
* Глобализация рынка услуг. С развитием новых технологий исчезают ограничения, связанные с национальными барьерами, и рынок услуг становится доступным 24 часа в сутки.
* Изменения в законодательстве. Изменения в законодательстве поощряют небанковские организации оказывать финансовые услуги в прямом соперничестве с банками. Многие из таких организаций созданы недавно, их деятельность не регулируется так, как банковская, и они не нуждаются в дорогостоящей инфраструктуре для этой цели. Они используют существующие сети распределения и продаж для оказания услуг, стоимость которых оказывается меньше, чем у банков. Более того, они не наследуют традиционную банковскую инфраструктуру: многие банки считают слишком обременительным для себя ее переориентировать. Небанковские организации используют расширяющуюся сеть клиентов и увеличение продаж в тех областях, которые были исключительной вотчиной банков. Так например, английская фирма Marks & Spencer успешно внедрилась на финансовый рынок с помощью создания собственного инвестиционного фонда и карточек для обслуживания в магазинах.
* Увеличение требовательности клиентов. Информированность клиентов о доступности услуг банков и их стоимости приводит к увеличению требований к качеству и стоимости предлагаемых услуг. Особенно это касается крупнейших универсальных банков, которые становятся все менее привлекательны для клиентов, объединенных каким-либо одним общим интересом или проживающих в одном регионе. Клиенты также прекрасно осведомлены о риске, связанном с банковской деятельностью, и становятся более осторожными при вкладывании денег в ненадежные банки.
* Обработка транзакций. Обработка транзакций остается наиболее трудоемким элементом цепи приоритетов банка; она должна быть безошибочной и обеспечивать точную и своевременную информацию. Однако клиенты не желают оплачивать «невидимые» услуги и поэтому не считают обработку транзакций прибыльным элементом для банка. Банки не в состоянии оказывать высококачественные услуги без значительных затрат в этой области. Но они стараются компенсировать их с помощью прогрессивно возрастающих тарифов. Конкуренты стремятся использовать более дешевые технологии, которые дают преимущество в конкурентной борьбе.
Больше по теме:
Проведение расчетов с использованием платежных карт
Клиент, предъявив карточку в пункт обслуживания, получает товар или услугу в обмен на квитанцию, обычно называемую слипом. На слипе фиксируется номер карточки, код и координаты пункта обслуживания, сумма товара (услуги), дата операции, по ...
Обеспеченные и необеспеченные ссуды
При выдаче ссуды главный вопрос - обеспечение возврата выданной суммы. Возвращение кредита не достигается автоматически.
Под формой обеспечения возвратности кредита понимается конкретный источник погашения долга, юридически оформленное п ...
Тенденции развития рынка банковского кредитования в
России
В целом можно отметить опережающее развитие финансово-банковского сектора по сравнению с реальным. Избыток финансовых ресурсов у банков в сочетании с нехваткой инвестиционных инструментов с приемлемыми уровнями доходности и риска может сы ...
