Место и роль коммерческих банков в экономике государства

Банковское дело » Финансовый анализ в управлении отделением Сбербанка » Место и роль коммерческих банков в экономике государства

Страница 1

Системе коммерческих банков России ис­полнилось восемь лет. В конце августа 1988 г. Госбанк СССР зарегистрировал уставы первых двух кооперативных банков - в Ленинграде и Москве. В сентябре появились три банка, в октябре еще два. К концу 1988 г. в России бы­ло 25, а к концу 1989 г. - 137 коммерческих банков. На 1 сентября 1996 г. количество дей­ствующих кредитных организаций состави­ло 2120, в том числе банков - 2099.

Сегодня банковская система - наиболее охваченная рыночными отношениями сфера экономики. Она может и должна быть двигателем для других отраслей в их движении к рынку, что является основным мотивом заинтересованности государства в стабильно­сти банковской системы.

Создание наряду с государственными ак­ционерных и паевых банков потребовало орга­низации надзора и регулирования банковской деятельности со стороны государства. В этом процессе участвуют законодательные и испол­нительные органы управления, которые соз­дают законодательную базу и административ­ные условия работы банков.

Непосредственно функции регулирования и надзора возложены на ЦБ РФ, который од­новременно и лицензирует банковскую дея­тельность. К настоящему времени сложилась определенная система регулирования деятель­ности коммерческих банков, которая постоян­но совершенствуется с учетом нашей практики и мирового опыта. В последнее время введены новью, более жесткие экономические нормативы для бан­ков, создаются системы раннего реагирования и особого надзора за деятельностью круп­нейших банков, имеющих национальное зна­чение, совершенствуется структура управления процессами регулирования и надзора. Повышается внимания к анализу балансов коммерческих банков как с точки зрения контроля за денежно-кредитной ситуацией в экономике страны, так и в аспекте сохранения доверия вкладчиков к банкам обусловливает необходимость регулярного представления банками бухгалтерских данных и публикации их балансов. Во всех развитых и подавляющем большинстве развивающихся стран коммерческие банки обязаны публиковать свои балансы в течение строго определенного периода времени после окончания очередного финансового года. В зависимости от требований действующего банковского или иного законодательства такая публикация осуществляется либо в одном из официальных изданий, либо типовым изданием массового распространения. Публикация балансов коммерческих банков осуществляется по строго определенной, различающейся по странам форме, зависящей от предписанной центральным банком или другим органом банковского контроля соответствующей страны номенклатуры статей баланса, которая может периодически ими пересматриваться.

Так, во Франции по требованию Банка Франции все коммерческие банки как национальные, так и иностранные обязаны ежемесячно представлять ему информацию о состоянии балансовых и за балансовых счетов с разбивкой по видам операций и отдельным позициям. Это позволяет центральному банку страны осуществлять контроль за платежеспособностью отдельных коммерческих банков и соблюдением ими действующих кредитных ограничений. Объем такой номенклатуры счетов в настоящее время составляют около 500 страниц, сведенных в два тома. Кроме того, для составления платежного баланса страны Банк Франции требует от коммерческих банков представления отчетных данных с разбивкой всех видов операций на ресурсы и их использование, по группам резидентов и нерезидентов в разрезе отдельных валют, а также большого числа различных справочных, статистических и расчетных показателей.

Расши­ряется практика назначения временных адми­нистраций в проблемные банки.

Однако нерешенных проблем остается значительно больше, чем достижений. В бан­ковской системе существует довольно сложная ситуация, которая вызвана как внутренними, так и внешними причинами. К внутренним относятся: плохое управление банком, его активами и пассивами, рисками, недостатки в учете и отчетности, внутреннем аудите, от­сутствие надлежащих резервов, излишества в расходовании средств на нужды банка н др.

Внешними причинами являются кризис­ное состояние экономики, падение произ­водства, невыполнение доходной части бюд­жета, неплатежи, излишне жесткая денежно-кредитная политика. На ситуацию в каждом банке влияют и те и другие причины, хотя и в разной степени.

Кажется, совсем недавно банки пережи­вали трудности количественного роста: недо­ставало помещений, оргтехники, специалис­тов. Зачастую приходилось довольствоваться неприспособленными помещениями, малоква­лифицированным персоналом. Теперь - труд­ности иного порядка: недостаток капитала, ликвидности, надежных заемщиков, сложнее находить места эффективного вложения денег; требуется расширение ассортимента банковс­ких продуктов, повышение их качества.

В последние годы четко прослеживается процесс перехода от количественного к качественному развитию банковской системы. В 1994 г. количество банков увеличилось на 500, или 1/4, а в 1995 г. сократилось на 140. В 1996 г. эта тенденция сохраняется, количество банков уменьшилось более чем на две сотни.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Управление процентным риском
Процентный риск - это риск для прибыли возникающий из-за неблагоприятных колебаний процентной ставки, которые приводят к повышению затрат на выплату процентов или снижению дохода от вложений и поступлений от предоставленных кредитов. Фир ...

Сущность и классификация ценных бумаг
Особенности движения фиктивного капитала. Роль и функции ценных бумаг в рыночной экономике. Определение ценных бумаг. Классификация ценных бумаг по функциональному назначению: основные, вспомогательные, производные. Долговые и долевые бум ...

"Портрет" Центрального банка
Зачем вообще нужен центральный банк? Как известно, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней м ...