Проект Федерального Закона «Об использовании банковских карт в Российской Федерации»

Банковское дело » Рынок пластиковых карт в России » Проект Федерального Закона «Об использовании банковских карт в Российской Федерации»

Страница 2

Кроме того, усиление борьбы с мошенничеством в области пластиковых карт без участия правоохранительных органов практически невозможно, а их деятельность в значительной степени парализована отсутствием законодательства по пластиковым картам.

В настоящее время лиц, уличенных в незаконном использовании пластиковых карт, пытаются привлекать к уголовной ответственности по статье о мошенничестве. В силу ряда обстоятельств доказательство самого факта мошенничества с использованием пластиковой карты сопряжено с определенными трудностями. Известны случаи, когда лица, задержанные при попытке снять наличные деньги по поддельной карточке, отпускались по решению прокурора со следующей мотивировкой: “за отсутствием состава преступления”, т.е., иными словами, данное деяние не рассматривается как уголовно наказуемое, т.к. не предусмотрено действующим УК.

Международный опыт показывает, что принятие соответствующего уголовного законодательства существенно снижает затраты на доказательство противоправной деятельности и практически сразу дает положительные результаты, выражающиеся в существенном снижении потерь от мошенничества. Так, в Италии этот показатель после принятия нового законодательства по пластику снизился в два раза.

Международные платежные системы уже обобщили опыт зарубежных стран в этой области и подготовили свои рекомендации для стран, не имеющих национального законодательства в области пластиковых карт. Нам нужно объединить усилия для того, чтобы убедить законодательные органы в России в необходимости разработки и скорейшего принятия такого российского закона. Для этого следует использовать все имеющиеся возможности российской банковской системы, прессы правоохранительных органов.

Конечная цель законодательства, которое касается кредитных и дебетовых карточек - способствовать расследованию и преследованию в уголовном порядке преступлений властями. По этой причине любое новое законодательство должно содержать уголовные наказания, а не просто регламентирующие положения, относящиеся к коммерческому поведению. Закон должен касаться преступного поведения частных лиц и организаций.

Надо ясно дать понять любому законодательному органу, что это вопрос уголовного права, а не вопрос защиты потребителей сам по себе. Это различие имеет решающее значение в достижении конечной цели, поскольку принятие законодательства будет значительно менее ценным, если оно не будет ясно говорить правоохранительному сообществу, что законодательный орган придает постепенное значение преследованию злоупотреблений по кредитным и дебетовым карточкам. [26, с. 29-31]

Крайне необходимо обратить внимание на важность этого вида законов в конечной защите, как потребителей, так и делового сообщества. Необходимо подчеркнуть, что уголовное законодательство не заменяет коммерческое регламентирование и законы по защите потребителя, а скорее служит для усиления того и другого.

В конце 1997 г. относи­тельно спокойная ситуация в Рос­сии была нарушена действиями некой организованной группы, которая использовала специаль­но созданное предприятие для со­вершения мошеннических действий с пластиковыми карточками на сотни тысяч долларов США.

В январе-феврале 1998 г. по аналогичной схеме и примерно в таких же масштабах, действова­ла другая преступная группи­ровка.

В обоих случаях мошенниче­ство было своевременно выявле­но Службами безопасности банков и пресечено успешными действиями специ­альных подразделений органов милиции. Мошенники были схвачены, им не удалось «вос­пользоваться плодами трудов своих».

Общим для этих преступных группировок было то, что их организовали российские граждане, вернувшиеся в страну после длительного пребывания за рубежом, где они, очевидно, и получили первый опыт мошенничества с пластиковыми карточками.

В обоих случаях оперативное взаимодействие милиции, Служб безопасности банков и процессинговых центров позволило своевременно пресечь мошеннические действия и не допустить нанесения значительного ущерба платежным системам. [24, с. 83]

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Общая характеристика банка
ИМПЭКСБАНК основан в 1993 г. В октябре 1994 г. получил генеральную лицензию № 2291 ЦБ РФ, а 22 апреля 1999 г., в связи с изменением формы собственности, банк прошел перерегистрацию (в форме паевого банка — общества с ограниченной ответств ...

Основные этапы получения кредита
Для удобства можно разделить процесс получения кредита на несколько этапов. Я приведу наиболее верный, по моему мнению, порядок действий. На практике можно столкнуться с совершенно иной последовательностью, порой лишенной всякой логики. ...

Первый выпуск акций
При учреждении акционерного банка (как закрытого, так и открытого типа) в Российской Федерации происходит только закрытое распределение акций. Действующими нормативными актами предусматривается, что при учреждении акционерного банка (а та ...