Проведение расчетов с использованием платежных карт

Банковское дело » Рынок пластиковых карт в России » Проведение расчетов с использованием платежных карт

Страница 1

Клиент, предъявив карточку в пункт обслуживания, получает товар или услугу в обмен на квитанцию, обычно называемую слипом. На слипе фиксируется номер карточки, код и координаты пункта обслуживания, сумма товара (услуги), дата операции, после чего слип подписывается как держателем карточки, так и продавцом. Держатель карточки ставит свою подпись под заявлением, выполненным на слипе типографским способом, смысл которого заключается в том, что он обязуется уплатить указанную сумму с помощью банка-эмитента.

По приведенной ниже цепочке движутся в разных направле­ниях финансовые средства и документы. Держатель карточки получает от магазина покупку как бы в кредит. Магазин, отпуская клиенту товар, получает от него взамен слип с распиской на соответствующую сумму. Банк-эквайер возмещает магазину сумму товаров, проданных держателям карточек, строго в соответствии с представленными слипами.

Переведя данные слипов (операций) в электронную форму, банк создает из них файл, отправляет его в процессинговую компанию и получает через расчетный банк возмещение на соответствующую сумму. Документом на данном этапе является электронный файл (журнал), созданный в установленном формате и соответствующим образом зашифрованный. В компании в процессе обработки всех принятых файлов происходит сортировка операций, представ­ленных к оплате в систему за этот день и формируются файлы для банков-эмитентов. Такой файл является документом, на основании которого процессинговая компания получает от бан­ка-эмитента средства, соответствующие сумме всех операций, проведенных держателями карточек данного банка. Банк-эми­тент на основании электронных журналов проводит дебетование или кредитование карточных счетов клиентов. Впоследствии для каждого клиента формируется выписка по его счету, включающая все операции, прошедшие за определенный пери­од (как правило, 1 месяц). Для держателей кредитных и расчет­ных карт выписка является документом, на основании которо­го клиент должен оплатить свой долг банку на заранее оговоренных условиях. В случае с дебетовыми и предоплатными картами выписка лишь информирует клиента о движении средств по его счету.

Если держатель карточки произ­вел покупку в магазине, магазин сдает слипы в тот же банк, на основании которых получает денежное возмещение. В таких случаях банк может вообще обходиться без каких-либо услуг компании, при условии, что сам проводит авторизацию. Если же в данном регионе работают несколько банков, то им разумнее иметь единый авторизационный центр.

В платежной системе происходит не только перевод средств клиентов, но и движение комиссий, взимае­мых учреждениями, участвующими в цепочке, поскольку вся работа строится на коммерческой основе (см. рис.2.3). При этом взимание комиссий в операциях получения наличных денег принципи­ально отличается от оплаты покупок в магазинах. Для магазинных операций в системах вводится так называемая плата за обмен - интерчейндж. Интерчейндж (interchange fee) – комиссия за операции обмена данными: плата, взимаемая членом платежной системы, получающим информацию о транзакции и передающим ее эмитенту, с обслуживающих банков. [6, с. 99]

Ее цель - компенсировать банку-эмитенту период между списанием суммы в пользу магазина и ее оплатой держателем карточки. В нашем примере эта плата равна 3 %. Расчетный банк может брать комиссионные за расчетное обслуживание. Банк-эквайер может взимать комиссионные, т. е. не полностью возмещать средства точке обслуживания.

В платежной системе пунктом обслуживания может быть не только магазин, но и отделение банка, а предоставляемой услугой - выдача наличных.

Банк, выдающий держателю карточки наличные деньги, фак­тически его кредитует, и в международных системах эта опера­ция называется «кассовым авансом». Поэтому банк-эмитент при возмещении суммы «кассового аванса» выплачивает также и комиссию за кредитование, которое было произведено банком, обслужившим его клиента

Страницы: 1 2

Больше по теме:

План маркетинговой кампании и методы его реализации
План маркетинговой кампании является ее стерж­нем, сердцевиной. Он позволяет: · четко определить цели программы; · продумать все предпосылки и условия будущей кампании; · определить методику оценки эффективности программы и успешности ...

Внебиржевой рынок
Мировой опыт показывает, что биржевой и внебиржевой рынки имеют тесную взаимосвязь, и любая фирма достигает финансового успеха только при успешном маневрировании между этими рынками. На Западе внебиржевой рынок носит название “уличного” ...

Неэмиссионные ценные бумаги
Среди разнообразия неэмиссионных ценных бумаг остановимся на долговых ценных бумагах, а конкретнее на депозитных и сберегательных сертификатах. Депозитные и сберегательные сертификаты – это всякий документ, право требования по которому ...